Кризис доткомов может повториться?!

Кризис доткомов 2000 года: как это было

Пузырь доткомов

Финансовый кризис, связанный с «пузырём доткомов» (Dot-com bubble) – один из экономических кошмаров, который инвесторы до сих пор вспоминают как классический пример взлёта котировок, обернувшегося шоком после падения. Сейчас всё больше разговоров о возможном повторении кризиса доткомов, а посему подробный анализ этого исторического события будет полезен.

Что такое доткомы и почему они стали расти

курс ленивого инвестора

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.

Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.

Подписаться

Название произошло от англ. dot-com («точка-ком»), что говорит о принадлежности компаний к индустрии интернета. После краха доткомов в марте 2000 года понятие закрепилось в лексиконе инвесторов, как символ надувания финансового пузыря. Кризис доткомов запомнился обвальным падением индекса NASDAQ и разорением интернет-компаний. Инвесторы совокупно потеряли более $5 трлн. Несколько лет после этого инвестиции обходили индустрию стороной, пока в 2004-м не началось восстановление бизнеса на более взвешенных решениях.

Нельзя сказать, что бум интернет-компаний возник на пустом месте. Рубеж 20 и 21 веков – время радикальных изменений в образе жизни человечества и, как следствие, способах зарабатывания прибыли. Случилась технологическая революция, из-за которой любая компания, бизнес которой был связан и интернетом, без проблем получала дешевое финансирование. По 50% в год прибавляла индустрия онлайн-торговли (e-commerce), биржевая торговля ценными бумагами через интернет, производство серверов и персональных компьютеров. Компании, у которых не было собственного сайта, стали восприниматься как анахронизм. Время доткомов создало Кремниевую долину (несколько небольших городков в Калифорнии, недалеко от Сан-Франциско), где в жесточайшей конкуренции сформировалась уникальная инновационная инфраструктура. Сегодня ВВП, производимый в этом небольшом районе, сопоставим с ВВП всей России.

В результате индекс NASDAQ во второй половине 1990-х получил рост на сотни процентов. Перед такими прибылями сложно устоять, и игроки рынка начали соревноваться в стремлении купить как можно больше перспективных активов. Новые стартапы возникали каждый день и тут же получали деньги вдохновлённых инвесторов.

Причины пузыря доткомов

Насколько эффективной была бизнес-модель растущих компаний из индустрии хай-тека? На самом деле ни бизнес, ни инвесторы не имели чёткого понимания, как управлять молодой индустрией. Резко росла капитализация компаний, их оценка была неадекватной. Полученные деньги вкладывались не в развитие технологий, а в рекламу и обслуживание кредитов. Прибыль от роста акций вкладывалась обратно в маркетинг, и спираль раскручивалась дальше. Среди стартаперов того времени стал расхожим слоган: «Расти быстро или исчезни». Количество проводимых тогда IPO зашкаливало, больше в истории рынка ничего подобного не было.

IPO во время кризиса доткомов

На таком ажиотаже мало кто всерьёз анализировал коэффициенты и индикаторы, инвесторы просто верили в рост и успешно получали его на своих счетах. В такой обстановке не могли не появиться откровенные мошенники. Но всплыли злоупотребления, лишь когда стали банкротами сотни компаний – вчерашних фаворитов рынка. Против ряда топ-менеджеров были заведены дела о растрате по искам потерявших деньги акционеров.

Разорились не только тысячи мелких новообразованных фирм, но и гиганты типа WorldCom. Его глава Берни Эбберс стал фигурантом скандального уголовного дела, эпизоды которого до сих пор слушаются в судах. Организаторы бизнеса «нарисовали» в отчётности $74 млрд прибыли, скрыв при этом убытки в $64 млрд. Данное банкротство стало крупнейшим по масштабам в истории фондового рынка США. Пострадал не только бизнес, но и инвестиционные компании и банки. Так, Merrill Lynch и CitiGroup были оштрафованы на большие суммы за введение инвесторов в заблуждение.

Крах компании WorldCom во время кризиса доткомов

Арест главы WorldCom Берни Эбберса

Нельзя сказать, что никто не замечал рисков происходящего безумия. Еще за 4 года до обвала, в 1996-м, председатель ФРС Алан Гриспен назвал назревавший бум «иррациональным оптимизмом». Не стал участвовать в гонке и У. Баффет, который всегда руководствовался правилом не покупать то, чего не понимаешь. Однако, когда прибыли баснословно растут, мало кто способен прислушиваться к авторитетам. Что говорить о рядовых инвесторах, если даже Дж. Сорос не удержался от соблазна, понеся в результате убытки на сумму около $3.5 млрд.

Пузырь доткомов лопнул 10 марта 2000-го. Индекс Nasdaq Composite (IXIC), достигнув пика в 5132,52 пункта (после роста X2 за год), резко обвалился. За полгода индекс потерял 70%.

Произошло несколько событий, которые этому поспособствовали.

  1. Япония, бывшая на тот момент второй экономикой мира, погрузилась в длительную рецессию. Это повлияло на стоимость акций технологических компаний.
  2. ФРС в 2000 году повысила ключевую ставку, что создало дефицит дешевой ликвидности;
  3. Некоторые участники гонки доткомов начали подозревать неладное и стали сбрасывать собственные акции, пока они были на пике стоимости. Пример – корпорация Dell.
  4. Инвесторы начали осознавать происходящее и применять надёжные, классические методы оценки стоимости активов. Полученные результаты анализа привели к панике и распродажам.

График индекса NASDAQ

К 2004 году обанкротилась половина из существовавших тогда интернет-компаний. Десятки тысяч программистов остались без работы и переучивались на бухгалтеров и строителей (сегодня такая ситуация выглядела бы анекдотично). Но часть доткомов, бизнес которых был больше связан с реальной экономикой и меньше опирался на маркетинг, смогли выйти из этой мясорубки уцелевшими. Данные бренды сегодня признаны лидерами индустрии и определяют тренды: Google, Microsoft, Amazon, Xerox, Cisco, Ebay и др. Сегодня их назвали бы компаниями-«единорогами». Они тоже понесли потери, например, Amazon лишился 93% своей рыночной стоимости, а Intel – $240 млрд за 5 недель. Были и те, кто выжил, но так и не смог оправиться от потерь и сегодня окончательно утратил лидерские позиции. Пример – когда-то популярный поисковик Yahoo.

Итак, перечислим главные причины, по которым надувание пузыря доткомов стало возможным.

  1. Охватившая рынок эйфория, вызванная неестественным ростом капитализации новых компаний;
  2. Спекулятивная игра с ценными бумагами на фоне завышенных ожиданий и перегретого рынка;
  3. Неверный анализ активов инвесторами, а точнее, их явная переоцененность;
  4. Маркетинговые компании, в которые вкладывались сотни миллионов долларов;
  5. Прямая заинтересованность в получении сверхприбылей на росте котировок со стороны как глав самих компаний, так и биржевых спекулянтов, банков, хедж-фондов.
  6. Сокрытие от инвесторов реального финансового положения интернет-компаний, вплоть до подделки отчётности.

После 2004 года началось постепенное восстановление отрасли. Американский интернет-бизнес снова получил доступ к деньгам и запустил свою экспансию в Европу, Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии. Успешное восхождение вверх по графику с перерывом на кризис 2008 года продолжается до сих пор.

Повторится ли сегодня кризис доткомов

Рост капитализации компаний IT-индустрии ускорился с 2016 года, что дало повод аналитикам заговорить о новом пузыре доткомов. Что-то похожее на его «сдувание» произошло в конце 2018-го. Тогда пятёрка гигантов FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google) просела ниже остального рынка и внесла наибольший «вклад» в обвал индексов. Однако рынок оказался достаточно сильным и к весне 2019 восстановил свои позиции.

Попробуем перечислить признаки, по которым можно судить о вероятном сдувании сегодняшнего пузыря на рынке интернет-компаний.

  1. Всеобщая эйфория от успехов IT, биотехнологии, искусственного интеллекта. При этом количество «горячих» денег на рынке на порядок больше того, что было в конце 90-х.
  2. Акции больших технологических компаний нередко растут за счет масштабных байбэков (обратного выкупа бумаг).
  3. Увеличивается число так называемых компаний-зомби, которые могут существовать только на растущем рынке и при наличии на нём дешёвых денег.
  4. Так называемый индикатор Баффета – отношение капитализации 5000 американских компаний к ВВП США – впервые со времён доткомов подошел к уровню 140%.
  5. Количество убыточных IPO растёт год от года, но мы видим всё новые и новые заявки от модных технологических брендов. Самые свежие примеры – Uber и Lyft. До 80% размещений последних двух лет привели к потере денег инвесторами. Количество неудачных IPO уже превысило показатели 2000-го.

Убыточные IPO во период кризиса доткомов

Всё ли так безнадёжно, или что-то на рынке изменилось со времен доткомов? Я бы сформулировал эти преобразования так.

  1. Новые технологии меняют не только жизнь людей, но и бизнес-модели. Они создают новые условия существования фондового рынка, которых не было раньше. Возможно, мы не вправе судить о современных реалиях мерками, применимыми к ситуации 20-летней давности.
  2. Между крахом доткомов и сегодняшним днём произошло очень поучительное событие – кризис 2008 года. Бизнес, инвесторы и регуляторы получили весьма ценный урок, благодаря чему финансовая система стала более рациональной и устойчивой.
  3. Люди научились отделять реальность от рекламы. Сегодня уже невозможно разогнать стоимость ценной бумаги только под воздействием громкого пиара. Пример – акции Tesla, теряющие в стоимости, несмотря на впечатляющую компанию по продвижению имиджа и личное обаяние Илона Маска.
  4. Многие современные «единороги» убыточны не потому, что они вкладывают деньги в маркетинг или бездумно их прожигают. Основные инвестиции идут в исследования (R&D). Те же Uber и Tesla уже сейчас могли стать прибыльными, если бы не тратили миллиарды долларов в перспективные проекты, связанные с искусственным интеллектом, космосом и беспилотными автомобилями.
  5. У сегодняшних технологических стартапов гораздо больше шансов на выживание. У них есть подготовленный и готовый купить их товар или услугу потребитель. На рубеже 1990-х и 2000-х такого спроса еще не сформировалось.

Выводы

Я не торопился бы с подведением итогов насчёт пузыря по аналогии с доткомами, который вот-вот снова лопнет. Во всяком случае, говорят о нём уже не первый год, а рынок высоких технологий продолжает расти. Но и игнорировать сигналы о перегретом рынке тоже неправильно. История доткомов учит нас тому, что бросаться с головой в малознакомый актив – плохая стратегия. Меньше других на кризисе доткомов потеряли долгосрочные инвесторы, которые диверсифицировали свои портфели и не поддались настроениям толпы. Больше всех проиграли спекулянты, поставившие на извлечение максимальной прибыли с использованием кредитных средств.

А какова на ваш взгляд вероятность нового кризиса на фондовом рынке из-за переоценки компаний сектора высоких технологий? Напишите своё мнение в комментариях.

Всем профита!



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
30.05.2019
Рекомендую прочитать отчеты по моим инвестициям
Самые ленивые инвестиции
40 0
Восстановительный 2023 год
268 4
Отскок в неопределенности
584 5
Итоги моих инвестиций в 2021 году
1885 3
Нулевая температура в декабре
1816 2

Комментарии и отзывы читателей

Один ответ до сих пор

  • Андрей:

    Факт того. что компании при отсутствии ликвидности стали продавать свои акции на пике, показывает, что аналогичная ситуация может повториться в нынешнее время на всем рынке. После массовых бай-бэков у всех на руках большое количество собственных акций. Ждем объявления первых дефолтов по облигациям, значит кэша для обслуживания долга уже не хватает. Какие активы менеджмент начнет реализовывать в первую очередь?

    Ответить
Добавить комментарий

Если вы оставляете комментарий на ленивом блоге впервые, прочтите правила комментирования.

  • Ленивые инвестиции

    Купить акции
  • Нажми и Подпишись

  •