Что такое IPO на биржевых рынках

Как проводится IPO и можно ли на этом заработать
Что такое IPO

На блоге ленивого инвестора читателям уже неоднократно встречалась аббревиатуру IPO. Это явление можно назвать одним из самых заметных в истории фондового рынка. Во всяком случае, это всегда резонансное событие, в которое вовлекаются не только глобальные финансовые корпорации и фонды, но и миллионы рядовых граждан, большинство из которых не искушено в биржевых хитросплетениях и интригах. Нам, как частным инвесторам, будет полезно познакомиться поближе с этим понятием и ответить на вопросы:

  • Как задумывается, организовывается, рекламируется и реализуется на практике IPO крупнейших компаний мира;
  • Какие риски несет частный инвестор, решивший принять участие в выкупе бумаг эмитента;
  • Каковы особенности IPO российских компаний и что необходимо учитывать, принимая участие в торгах.

Как и зачем проводится IPO

курс ленивого инвестора

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Подробнее

В результате проведения IPO, акции компании становятся доступными для покупки не только крупным институциональным, но и частным инвесторам. Для выхода на IPO, компании необходимо достичь определенного уровня развития. Эмитентам акций в рамках IPO характерны высокие финансовые показатели и положительная репутация компании. Перед выходом на биржу необходимо предоставить десятки финансово-хозяйственных отчетов. Не удивительно, что подобные широкомасштабные сделки доступны только для больших и устоявшихся компаний.

Мотивы, которые преследуют компании, выходя на IPO:

  • Привлечение дешевых инвестиций для собственного развития или поглощения других компаний;
  • Повышение капитализации, стоимости бренда;
  • Рост авторитетности и узнаваемости на рынке, что способствует доверию инвесторов и улучшению условий кредитования и выпуска облигационных займов.

Площадками для проведения IPO выступают биржи, для которых это выгодный способ не только получить комиссионные, но и повысить свой авторитет, привлечь дополнительную ликвидность и выиграть в конкурентной борьбе. Самой крупной российской площадкой является Московская биржа. Однако отечественные компании провели только 30% IPO в России, остальные – в Лондоне (почти 60%), Нью-Йорке, Франкфурте и Гонконге. Это связано с престижностью глобального листинга, а также с огромными объемами доступной ликвидности.

Публичным торгам предшествует длительная подготовка, в ходе которой оцениваются активы компании, её капитализация, определяется стоимость выпускаемых акций, их количество. Процедурой управляет не сама компания-эмитент, эта работа поручается большим инвестиционным банкам, которые выступают в роли андеррайтера. Дело не только в объективности оценки, здесь важен многолетний опыт проведения IPO. Примерами крупнейших игроков в этой нише являются Morgan Stanley, JP Morgan, HSBC. При этом банк, в отличие от биржи, зарабатывает не на комиссии, а на разнице между первоначальной стоимостью акций и ценой после размещения. Таким образом, андеррайтер прямо заинтересован в максимальном росте акций.

Компания-эмитент и банк-организатор совместно выпускают инвестиционный меморандум, где публикуется значимая для инвесторов информация. Анализ этих данных и служит основанием для решения об инвестировании. Меморандум согласовывается с финансовым регулятором страны проведения торгов. В США это Комиссия по ценным бумагам и биржам, в России – Центральный банк. Когда все готово, организаторы запускают так называемое road show – маркетинговую акцию по привлечению частных инвесторов.

Кстати, в процессе подобной рекламной кампании, по мере увеличения числа людей, желающих вложиться, стоимость акций может существенно возрасти. Сегодня мы можем наблюдать это на примере IPO компании SnapChat, которое стало крупнейшим после Facebook в технологическом секторе, а число заявок на приобретение акций десятикратно превысило изначальное предложение. При этом фундаментальные показатели мессенджера, а также динамика его популярности среди пользователей, не выглядят столь блестяще.

Рекомендую прочитать также:  Что нужно знать про наследование инвестиций

Думаю, не станет исключением и ожидаемые IPO таких технологических гигантов, как Uber, Space X, Airbnb. Сами названия этих компаний создают ажиотаж среди инвесторов, многие верят в рост их капитализации, в процессе развития информационного общества. Однако это не дает оснований для уверенности в том, как поведут себя бумаги этих компаний после IPO.

Результатом проведения IPO является одно неминуемое последствие для компании: она, а также персона её владельца, становятся публичными. Финансовые показатели просвечиваются рентгеном, в том числе со стороны прямых конкурентов, а принятие всех важных решений ограничено статусом публичности. Теперь совет директоров не сможет принимать кулуарных решений, без оглядки на возможную реакцию сотен тысяч миноритариев, купивших акции. Поэтому решение о выходе на IPO всегда дается непросто, а решаются на эту процедуру далеко не все крупные компании с глобальным брендом.

Риски частного инвестора при IPO

Если для компании плюсы IPO очевидны, то для частного инвестора ответ на вопрос о покупке акций является далеко не однозначным. Инвестору следует иметь в виду историческое развитие данного явления и хорошо представлять себе его экономический смысл. Точно не стоит покупать на эмоциональном подъеме, который обычно появляется в такие моменты на биржевом рынке. IPO всегда сопровождается информационным шумом, мощной маркетинговой и PR кампанией, в которые вкладываются многомиллионные бюджеты.

IPO всегда сопровождается повышенной волатильностью. Не удивительно, ведь в оборот вводятся миллиарды долларов и на кону гигантские прибыли глобальных хедж фондов, которые умеют эту волатильность использовать в свою пользу. Направление, в котором будет двигаться стоимость акций после IPO, угадать крайне сложно. Обычно динамика цен выглядит как резкий рост на волне позитива, а затем может последовать спад, и не факт, что цены достигнут не то что пиковых, но и первоначальных значений.

Рекомендую прочитать также:  Способы балансировки рисков в портфеле инвестора

Акции Facebook с момента IPO

Самый свежий пример неудачного для инвесторов глобального IPO – размещение Alibaba в 2014 году, когда её акции на NYSE сначала вознеслись вверх на 38%, затем рухнули на 40%. У всех на слуху резонансная история с IPO Facebook в 2012, на который инвесторы возлагали самые радужные надежды. Корпорация Цукерберга привлекла 16 млрд $, но ожидания по прибыли не оправдались, акции подешевели на 60%. С тех пор Fb вырос троекратно, но это уже не результат проведенного IPO, а долгосрочный глобальный тренд на рост высокотехнологичных компаний.

Народное IPO

В истории относительно молодого российского бизнеса уже есть случаи относительно успешного размещения как на глобальных биржах, так и на Московской бирже. В качестве примера можно привести компанию Yandex.

Yandex

Однако отечественный рынок также преподносит и сюрпризы, из которых частные инвесторы, аналитики и сами эмитенты извлекают уроки. Десять лет назад произошло самое массовое размещение в истории российского фондового рынка. Из-за своих масштабов, IPO банка ВТБ получило звание «народного».

Самыми многочисленными покупателями 22.5% акций стали частные инвесторы, финансовая квалификация которых оставляла желать лучшего. Бумаги ВТБ были щедро оценены в 13.6 копеек. В ходе публичной распродажи они были выкуплены 130 тысячами рядовых инвесторов. Банк привлек 8 млрд $, из них 1.5 млрд $ внесли физические лица, а 5.7 млрд были привлечены через листинг на Лондонской бирже. С тех пор номинал этих акций опускался в минимуме до 1.9 копеек и ни разу не поднимался выше 7.3 копеек. С учетом инфляции и роста курса доллара за 10 лет, можно легко посчитать размер понесенных убытков. Конечно, среди инвесторов в тот момент были и совсем уж долгосрочные, но вряд ли те, кто планировал держать акции несколько десятилетий или передать их по наследству, составляли большинство.

Рекомендую прочитать также:  Для чего нужен индекс потребительских цен

Тогда лишь единичные аналитики сомневались в перспективах размещения акций ВТБ. Они указывали на тот факт, что рентабельность группы ВТБ была более чем вдвое ниже аналогичного показателя Сбербанка. Это делало стоимость акций явно завышенной. Однако, доминирующая часть экспертного сообщества и сам эмитент рассчитывали на дальнейший рост в пределах от 30 до 50%. Ход дальнейших событий внес свои поправки в прогнозы. Выход на биржу состоялся на ценовом максимуме, накануне кризиса 2008 года. Не самым благоприятным образом на рыночные позиции группы ВТБ повлияло поглощение в 2011 году Банка Москвы. Уже после покупки, на балансе последнего обнаружилась не обеспеченная залогами финансовая дыра размером в 300 млрд руб. В 2012 году, на волне массового недовольства результатами размещения, ВТБ провело Buy Back, то есть обратный выкуп акций, по цене 7.1 копеек (но не более 500к руб. на одного инвестора). Оферту по выкупу получили 114 тысяч владельцев. Динамика акций хорошо видна на графике.

Динамика акций ВТБ

Особенностью российского рынка IPO, которая отличает его от западного, является значительная политическая составляющая. На отечественном фондовом рынке из крупных компаний, способных претендовать на IPO, большинство составляют госкорпорации. Вероятность, что на результатах их размещения, а также на дальнейшей динамике стоимости бумаг, скажется практика «ручного» управления, следует оценивать довольно высоко. Неслучайно объявление об обратном выкупе акций ВТБ в 2012 году делал лично кандидат в президенты В.В. Путин. Учитывая эту особенность, частный инвестор просто обязан иметь в виду все значимые политические и геополитические обстоятельства, способные повлиять на результаты размещения акций российских компаний.

Выводы

Нужно понимать, что для большинства рядовых инвесторов, покупка бумаг, вышедших на IPO компаний, не может восприниматься как спекулятивная операция. Угадать тренды и «оседлать» характерную для IPO волатильность, грамотно переварить большие объемы новостного фона, способен только опытный инвестор. Как правило, в этом преуспевают глобальные фонды, которые специализируются на участии в IPO и имеют в своём составе большие аналитические подразделения. Тем не менее изучать вопрос, анализировать показатели компании и пытаться преуспеть в использовании возможностей, которые открываются не так часто, заинтересован каждый инвестор.

Есть ли у читателей блога опыт участия в публичных размещениях акций (например, в «народном» IPO ВТБ)? Поделитесь опытом в комментариях.

Всем профита!



07 мая 2017

Хочешь быть в курсе ленивых новостей блога? Подпишись!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Комментарии и отзывы читателей

Один ответ до сих пор

  • Владислав:

    Недавно Детский Мир разместил свои акции в рамках проведения IPO, цены пока в плюсе, но в марте было падение. Пока наблюдаю.

    Ответить
Добавить комментарий

Если вы оставляете комментарий на ленивом блоге впервые, прочтите правила комментирования.

  • Ленивые инвестиции

    Купить акции
  • Нажми и Подпишись

  •