Все, что нужно знать о маркетмейкерах

Кто такие маркетмейкеры на биржевом и внебиржевом рынках

Кто такие маркетмейкеры

С появлением маркетмейкеров сформировался рынок в его современном понимании. Однако многие считают их «серыми кардиналами», которые способны манипулировать котировками. Трейдеры также иногда говорят, что крупные игроки целенаправленно сражаются против них. Так ли это, и что на самом деле делают маркетмейкеры на рынке, разберем подробно в этом обзоре.

Кто такой маркетмейкер и что он делает на рынке

курс ленивого инвестора

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Подробнее

Маркетмейкер (другое название – поставщик ликвидности или котировок). История термина «Market Maker» начинается в середине 1980-х годов. Раньше сделки производились телефонным звонком, сейчас все происходит через интернет–платформы. Сегодняшний маркетмейкер – это, скорее, математический алгоритм на основе искусственного интеллекта. Он предоставляет мгновенную ликвидность для сделки в автоматическом режиме, что обеспечивает непрерывный процесс торгов.

К маркетмейкерам относятся не только большие банки. На цены активов могут оказывать влияние некоторые крупные брокеры, выполняющие роль дилинговых центров. Они имеют достаточные торговые объемы и запасы ликвидности для самостоятельного удовлетворения спроса со стороны своих клиентов. Они – не единственные источники средств на рынке, к ним относятся все игроки, в том числе и частные лица. Но предоставлять почти неограниченные объемы и ощутимо влиять на котировки могут только самые крупные участники.

Среди поставщиков ликвидности выделяют игроков первого и второго уровня. Первичными маркетмейкерами принято считать крупнейшие коммерческие банки, входящие в сеть под названием Tier 1, их логотипы – на картинке:

Логотипы крупных банков маркетмейкеров

Вторичными провайдерами являются агрегаторы ликвидности – посредники, без которых частный трейдер или мелкий брокер не выйдут напрямую на рынок. Примеры – Currenex, Integral, Hotspot и др. Почти все из них сегодня работают по схеме ECN (Electronic Communication Network). Агрегаторы могут оперировать своей ликвидностью, а если клиентам необходимы большие объемы, одалживают их у первичных поставщиков – крупных банков. Именно с агрегаторами работает большинство российских форекс–брокеров.

Как работают маркетмейкеры на биржевом рынке

Комиссия по ценным бумагам и биржам США определяет маркетмейкера как компанию, которая готова от своего имени покупать или продавать акции на постоянной основе и по публично оговоренной цене. Она берет на себя риски приобретения и хранения на своих счетах ценных бумаг того или иного эмитента. Цель – организация торговли этими активами за вознаграждение в виде разницы между ценой покупки и продажи. Эта разница (дилинговый спред) – плата, которую взимает маркетмейкер за предоставление ликвидности.

Биржевая площадка и маркетмейкер – разные юридические лица с несовпадающими интересами, состоящие между собой в договорных отношениях. Что дает бирже поставщик–маркетмейкер: обязуется держать у себя заявки в пределах определенного ценового коридора с заранее оговоренными границами спреда. Что дает биржа взамен: место на площадке и льготы по оплате комиссионного сбора. Биржа заинтересована в ликвидности, которая питает торговлю на площадке. Но также она заинтересована в конкуренции между поставщиками, поэтому на бирже работает несколько маркетмейкеров. Чем больше их на рынке, тем прозрачнее ценообразование, меньше стоимость и выше скорость транзакций для клиентов. Это гарантия, что на любую сделку у трейдера будет контрагент. Биржевая сделка признается законной, только если она проведена через маркетмейкера.

Рекомендую прочитать также:  Что нужно знать про инвестиционные риски

Как устроена система работы маркетмейкеров

Основные функции:

  • Поддерживает достаточный уровень ликвидности по заявленному инструменту в течение торговой сессии;
  • Аккумулирует заявки в рамках торгуемого инструмента;
  • Находит лучшие ценовые предложения и сводит их вместе;
  • Фиксирует предложения в учетной книге (open book), чаще называемой стаканом котировок.

В роли маркетмейкера на биржевых площадках выступают специализированные дилеры. Они берут на себя хранение ценных бумаг для их перепродажи в нужный момент по выгодной для себя и для клиента цене, в пределах торговой сессии. Таким образом, это непосредственный участник торгов, продавец и покупатель активов.

Статус маркетмейкера не возникает сам собой: резидент биржи должен его официально запросить, указав, по каким инструментам он планирует работать. Эта информация носит публичный характер. Условия договора с маркетмейкерами Мосбиржи можно посмотреть здесь. Список маркетмейкеров для фондового рынка – здесь, для срочного – здесь.

Какую роль маркетмейкеры играют на внебиржевом рынке

На внебиржевом рынке сделки заключаются напрямую через сеть дилеров, на основании обоюдного согласия. Примеры торгуемых инструментов: не прошедшие листинг акции, нестандартные долговые деривативы. Торги проводятся без посредничества биржевых площадок, исключительно в электронном виде. Но самый заметный пример внебиржевого рынка – Forex, где курсы валют определяются уже по результату сделок, когда участники рынка видят сформированные котировки. Возникают вопросы: кто проводит эти сделки, откуда у них ликвидность для покупки, как формируется курс? В отличие от биржи, на форексе нет единой цены, как у акций.

На внебиржевом рынке маркетмейкеры – это непосредственные участники сделки, продавцы и покупатели. Как правило, это крупнейшие банки, которые в любой момент готовы продать клиенту либо собственную валюту, либо валюту другого клиента, подавшего противоположную заявку на продажу. Таким образом, маркетмейкеры поддерживают на рынке определенный уровень ликвидности. Конечно, они тем самым берут на себя риски курсовой волатильности. Но за счет даже малого торгового спреда и огромных объемов (более 7 триллионов долларов в день), они в большинстве случаев покрывают эти риски доходностью сделок. Для ясности можно сравнить маркетмейкеров на форексе с гигантскими обменными пунктами.

Простой пример работы маркетмейкера: крупный банк, заинтересованный в покупке для своего клиента большого количества европейской валюты, видит на графике достаточный пул заявок на покупку EUR против USD. Он удовлетворит скопившиеся заявки. Но вторую часть заявок (на продажу EUR) он использует для хеджирования своих рисков по этой паре. Тем самым, установив стоп-лоссы в обратном покупке направлении, он не даст цене неуправляемо пробить канал. При этом покупается не сам актив или валюта, а контракты. В момент исполнения (экспирации) валюта передается не в полном объеме, в только сальдо. Но контракты влияют на котировки так же, как и реальные поставки.

Рекомендую прочитать также:  Что изменилось с принятием закона об инвестиционных советниках

Маркетмейкеры, как и любой другой игрок, могут нести убытки из-за неудачно занятой позиции. Но эти убытки с лихвой покрываются благодаря большим объемам и многочисленности клиентов. Маркетмейкеры зарабатывают на том, что миллионы заявок от розничных трейдеров, других банков, фондов и даже правительств стекаются к ним. Если вы покупаете одну валюту, другую они в ту же секунду продают второму трейдеру. Если открытая валютная позиция поставщика ликвидности перетекает на следующий день, он получает дополнительно небольшой своп из-за разницы в процентных ставках. На обороте в миллиарды долларов эта «мелочь» тоже приносит неплохой профит. Одновременно с этим, работа маркетмейкеров позволяет трейдерам получать гарантийное обеспечение для торговли, и количество транзакций растет.

Поставка ликвидности

У российских форекс–брокеров нет прямого выхода на банки из списка Tier 1, они работают, в основном, через агрегаторы и, в большинстве случаев, предпочитают не раскрывать поставщиков ликвидности. В отличие от фондового рынка, сами форекс–брокеры не могут оказывать услуги предоставления ликвидности самостоятельно по двум причинам:

  • Объем сделок на рынке Forex кратно больше, чем на биржах;
  • Кредитное плечо может достигать 1:1000 против 1:4 в среднем на фондовом рынке.

 Существует ли сговор между маркетмейкерами

Из самого названия «маркетмейкер» (то есть, тот, кто делает рынок), напрашивается мысль о том, что он может диктовать участникам торговли свои условия. Кажется, у него в руках все: денежная ликвидность, определение момента совершения и параметров сделки. А значит, маркетмейкеры обладают инсайдерской информацией и обмениваются ей между собой. Это, по идее, позволяет им организовать массовые «проскальзывания» ордеров, несвоевременное срабатывание выставленных стопов и прочие гадости. Особенно такие подозрения характерны для неуспешных форекс–трейдеров, которые склонны винить в убыточной сделке некую третью силу. Как известно, до 95% трейдеров на форексе торгуют себе в убыток. Считается, что эти деньги (если, конечно, добросовестный брокер вывел их на реальный рынок) перетекают в карман поставщиков ликвидности.

Однако подобные обвинения правильнее адресовать «кухонным» брокерам, не выводящим сделки на реальный рынок ликвидности, «рисующих» график доходности и играющих против позиций клиента. Такие примеры на российском рынке действительно есть. Маркетмейкер – настолько крупный игрок, обслуживающий одновременно миллионы заявок, что ему просто неинтересно вставать в противоположную позицию по каждой отдельной сделке. Это только увеличивает его курсовые и репутационные риски. Вместо того чтобы каждый раз просчитывать эти риски, ему проще получать небольшой, но стабильный профит со спреда. Любой, построенный на инсайде, сговор или незаконный арбитраж рано или поздно будут вскрыты участниками рынка и этим воспользуются конкуренты. Поставщик потеряет постоянных клиентов и будет оштрафован финансовым регулятором, вплоть до лишения лицензии.

Рекомендую прочитать также:  Что нужно знать инвестору о своп-контрактах

Многие могут подумать, что маркетмейкер способен расширять спред к своей выгоде. Но здесь вступают в силу законы спроса и предложения. Величина спреда находится под давлением многочисленных заявок на покупку и продажу. Тем самым маркетмейкеры, заботясь о своей прибыли, поддерживают функционирование рынка по понятным правилам. Конечно, кто-то может сказать, что межбанковский рынок – тоже своего рода «кухня»: ведь деньги за пределы банковской системы никуда не уходят. Но это большой рынок, где миллионы трейдеров и дилеров своими разнонаправленными ордерами балансируют справедливый курс.

Также маркетмейкеров иногда обвиняют в том, что они «двигают» котировки в ту сторону, где намечаются наибольшие объемы покупок и продаж. Чем больше обороты, тем больше профит. Да, маркетмейкеры не занимаются благотворительностью. Но на больших движениях котировок зарабатывают все участники, в том числе и трейдеры. А вот маркетмейкер имеет максимальный доход именно при спокойном и равновесном состоянии рынка. Частое пробитие уровней поддержки и сопротивления для него нежелательно, так как это создает на балансе слишком большую однонаправленную позицию. Он предпочитает иметь дело с понятной и прогнозируемой величиной спреда. Программа настроена так, что, в случае перекоса в сторону покупателей или продавцов, она сдвигает котировки на десятые доли процентного пункта в направлении ценового равновесия.

Грубый пример: допустим, в паре EUR/USD преобладают длинные позиции на приобретение евро в диапазоне 1.162-1.165 (на рынок вышел покупатель – большой хедж-фонд). Программа будет постепенно сдвигать исполнение заявок в диапазон 1.166-1.168, охладив тем самым бычьи настроения. Когда объемы ордеров на покупку и продажу будут максимально совпадать, а цены – отличаться на величину обычного спреда, поставщик ликвидности получит прибыль с наименьшими рисками.

Если бы не вмешательство маркетмейкеров, рынок каждый раз лихорадило бы при новостях или при появлении крупного игрока. Именно так и происходит, когда, при сильном движении валютной пары, у маркетмейкера накапливаются потенциально убыточные короткие позиции. Тогда он временно закрывает свои лимиты, воспользовавшись правом на тайм-аут, и на рынке случаются гепы. Когда же ликвидности достаточно, а робот поставщика стремится к равновесию, волатильность котировок и риски убытков снижаются. Трейдеры получают гарантию, что они смогут найти активы по справедливой цене, что само по себе стимулирует торговое оживление.

P.S. Таким образом, маркетмейкер – это крупный участник рынка, способный манипулировать котировками. Однако ему противостоят конкурирующие банки, фонды, дилеры и брокеры, позиции которых уравновешивают друг друга.

Всем профита!



10 августа 2018

Хочешь быть в курсе ленивых новостей блога? Подпишись!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии и отзывы читателей

2 комментария

  • Владислав:

    А Вы не могли бы назвать отечественных «кухонных» брокеров, не выводящих сделки на реальный рынок ликвидности, «рисующих» график доходности и играющих против позиций клиента. В подкрепление Ваших слов, что такие примеры на российском рынке

    действительно есть.

    Я, похоже, столкнулся именно с таким брокером

    Спасибо

    Ответить
    • Алексей:

      Если это не т-т, ма***маркет и какой нибудь ин****с, то может быть просто вы пытаетесь переложить проблемы своей ТС на других?

      Котировки могут отличаться из-за поставщиков ликвидности. Откройте несколько реал-счетов (пополнять не обязательно), и просто посмотрите котировки на тот момент, когда по вашему мнению брокер нарисовал свечку.

      Правильное выставление тп и сл ордеров так же никто не отменял)

      Ответить
Добавить комментарий

Если вы оставляете комментарий на ленивом блоге впервые, прочтите правила комментирования.

  • Ленивые инвестиции

    Купить акции
  • Нажми и Подпишись

  •