Борис Джонсон не хочет сделки: что будет с валютным рынком?
Во время своей предвыборной кампании Борис Джонсон обещал избирателям две вещи: вывести страну из Евросоюза 31 октября любой ценой и убедить Брюссель пересмотреть условия Брекзита, исключив из него пункт о бэкстопе. Надо сказать, что именно этот пункт является камнем преткновения, который мешает обеим сторонам прийти к согласию. Долгое время Джонсон противился любым изменениям, но под давлением оппозиции решил попробовать договориться с ЕС.
Наша песня хороша, начинай сначала
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяИтак, 16 октября премьер Британии направит в Еврокомиссию альтернативный вариант бэкстопа.
Так называемый «бэкстоп» – это временный механизм, призванный предотвратить введение досмотра товаров и людей на границе между Северной Ирландией (входит в состав Великобритании) и Ирландской Республикой.
Джонсон настроен решительно и, если его новый вариант по бэкстопу не устроит Брюссель, готов отменить любую сделку, и тогда Соединенное Королевство покинет Европейский альянс без какого-либо договора. Борис Джонсон, конечно, ещё может попросить отсрочку Брекзита, но вряд ли пойдет на это даже под угрозой судебного разбирательства со стороны парламента. Парламентарии обязали его договориться с Брюсселем, если не получится прийти к компромиссу до крайнего срока – 31 октября.
Выходит, что направив предложение по бэкстопу, британский премьер-министр отступил от своих принципов и нарушил клятву «умереть или сделать» Брекзит 31 октября 2019 года. Сейчас позиция политика близка к той, которую занимала его предшественница – Тереза Мэй. В своем новом предложении Джонсон заявляет, что Великобритания не будет создавать таможенные посты на границе между Северной Ирландией и Ирландской республикой. Согласно новому предложению Северная Ирландия, по большому счету, не покинет торговую зону ЕС и продолжит соблюдать правила Еврозоны в отношении сельхозпродукции и промышленных товаров на протяжении следующих четырех лет.
План неплохой. Возможно, это именно то, что сблизит обе стороны, и они сделают наконец-то шаг навстречу друг другу и заключат злополучный договор. Но что мы имеем сейчас? Вариант с отсрочкой не рассматриваем, так как Борис Джонсон вряд ли пойдёт на этот шаг даже под дулом пистолета. Тогда остаются два сценария.- Новое соглашение по Брекзиту, где будут учитываться свежие предложения Лондона, за которым последует упорядоченный выход Британии из ЕС с переходным периодом. Во время этого периода обе стороны будут устанавливать новые торговые отношения.
- Второй сценарий подразумевает коллапс экономических связей с континентальной Европой и грозит глубоким политическим и экономическим кризисом Королевству.
Есть ли шанс у Джонсона?
А есть ли надежда, что европейские лидеры пойдут навстречу и согласятся на новые правки в договоре? Полагаем, что она близка к нулю. Мы насчитали как минимум четыре причины, по которым «полюбовный» развод вряд ли возможен.
Итак, первая из них – это границы, которые появятся после выхода Британии из ЕС. Сейчас Северная Ирландия и Ирландия могут свободно торговать между собой. После Брекзита Великобритания покинет Таможенный Союз и на острове начнутся таможенные проверки. Да, Лондон заверяет, что проверки никого не обременят, но именно здесь и кроется проблема.
Проверки, предложенные Джонсоном, недостаточно строги для Брюсселя, у которого основная цель – защитить европейский рынок и таможенный союз по всему периметру своих рубежей. Получается, что полупрозрачная граница не подходит Европе, а на полностью прозрачную вряд ли согласится Лондон.
Следующей причиной невозможности договориться «полюбовно» является право вето. Борис Джонсон решил подстраховаться и добавил в предложенный им механизм право вето, которым будет обладать Ассамблея Северной Ирландии. И здесь не все просто, так как сначала Ассамблея должна одобрить соглашение с Брюсселем, а затем каждые четыре года подтверждать его. Брюссель точно не захочет доверить судьбу всего ЕС каким-то местным органам власти.
Третий фактор – отсутствие времени. Чтобы принять предложение Джонсона, ЕС необходимо согласие всех стран–членов Европейского союза. Далее поправки необходимо закрепить юридически, а времени на это нет. Все изменения должны быть уже одобрены и приняты в срок до 31 октября, а Брюссель даже ещё не дал ответ о том, подходит ему такой вариант или нет.
Фактор четвертый – парламент. Даже если Еврокомиссия и Брюссель одобрят новый пункт по бэкстопу, это еще не значит, что документ будет ратифицирован парламентом в самой Британии. Несмотря на то что у Джонсона в парламенте больше голосов, чем было у премьера Мэй, всё равно без поддержки оппозиции ему не обойтись.
План Джонсона и перспективы фунта
Если Европе не подойдёт новое предложение Джонсона, он, скорее всего, не будет договариваться об очередной отсрочке. Премьер-министр ведёт себя так, будто ничего не слышал о принятом британским парламентом законе, который обязывает его договориться с ЕС о переносе Брекзита на следующий год.
Складывается впечатление, что предложение Джонсона по бэкстопу – это лишь маневр, чтобы обезопасить свой тыл и выполнить задуманное: вывести Великобританию из Евросоюза 31 октября. Договариваясь, Джонсон при этом держит фигу в кармане.
Любой вышеупомянутый сценарий создаст высокую турбулентность на рынке. Скачки цен и проскальзывание неизбежны, и чтобы избежать спорных вопросов с брокером, лучше всего торговать у проверенных компаний, которые регулируются ASIC, FCA, NFA и другими официальными организациями. Возьмем для примера онлайн-брокера AMarkets, который на рынке 12 лет и за это время зарекомендовал себя как надежный партнер каждого своего клиента. Здесь безопасность клиентских средств гарантирует The Financial Commission, и интересы клиентов защищены компенсационным фондом на сумму до 20 000 евро на каждую претензию.