Что будет с Суперджет 100 после катастрофы: взгляд инвестора

Как катастрофа в Шереметьеве влияет на проект SSJ 100

Сухой Суперджет 100

Катастрофа в Шереметьеве с самолетом Сухой Суперджет-100 заставила всерьез задуматься над будущим первого постсоветского лайнера. Как связаны между собой техническая и финансовая стороны амбициозного отечественного проекта?

Производство и продажа Суперджет 100

курс ленивого инвестора

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.

Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.

Подписаться

Еще в начале 2000-х власти поставили цель создать первый пассажирский самолет после распада СССР. Это был вопрос престижа. Разработки советских конструкторских бюро не устраивали руководство, хотя уже был готов проект Ту-334, на который с 1992 года было потрачено $100 млн. В результате проведенного конкурса победителем стала корпорация «Сухой», которая ранее не имела никакого опыта разработок в области гражданской авиации. Для этого проекта было создано специальное подразделение – «Гражданские Самолеты Сухого», в 2006 году преобразованное в Объединенную Авиастроительную Компанию. Главным детищем ОАК как раз и стал Сухой Суперджет-100.

От момента победы «Сухого» на конкурсе до первого коммерческого полета в 2011-м прошло почти 12 лет, а на разработку было потрачено свыше $3 млрд. Была поставлена задача к 2013 году поставить заказчикам 236 самолетов, а порога рентабельности достичь к 2016-му. В итоге, по состоянию на начало 2019 года, было произведено 186 лайнеров, из которых всего 151 передан заказчикам.

Сухой Суперджет 100 планировался как полностью российский самолет, однако доля импортных запчастей лайнера составляет более 60%. Основными иностранными поставщиками «ОАК» являются французские Thales, PowerJet, немецкая LIEBHERR, а главным консультантом – американский Boeng. Четверть пакета акций принадлежит итальянской фирме «Аления».

Поставщики Сухой Супер Джет 100

Среди стран, авиакомпании которых заказали Суперджет, – Армения. Мексика, ОАЭ, Швейцария, Египет, Замбия, Камбоджа, Иран, Монголия, Перу, Ирландия, Ливан и Таиланд. Почти все эксплуатанты перестали использовать самолет и отказались от него. К примеру, первый заказчик SSJ 100, убыточная армянская авиакомпания «Armavia», рейс которой 21 апреля 2011 г. был самым первым коммерческим полетом, отказалась от него спустя всего год. Из российских компаний отказалась от поставок Red Wings Airlines. В основном, самолет находится в парке государственного Аэрофлота.

Почему Сухой Суперджет 100 не пользуется спросом

С момента первых полетов Суперджета как пассажирами, так и представителями авиакомпаний, не раз отмечалось низкое качество сборки фюзеляжа и салона. Посторонние звуки, скрипы, проблемы с кондиционированием вызывали дискомфорт у пассажиров и недовольство у заказчиков. Получили распространение случаи бойкота со стороны пассажиров с требованиями сменить борт на самолет другого производителя.

По мнению специалистов, при разработке и производстве самолета SSJ 100 были использованы несколько спорных решений, которые и являлись причиной многих неисправностей. Странным решением эксперты называют установку двигателей прямо под крыльями. При выполнении внутренних рейсов по России, принимая во внимание качество взлетной полосы в региональных аэропортах, установка двигателей на столь малой высоте несёт большой риск.

Заказчиков от Суперджета отталкивают и проблемы с ремонтом и обслуживанием. В связи с частыми поломками лайнеров и крайне низкой обеспеченностью запчастями самолеты простаивают. Были случаи, когда авиакомпании закупали лишние самолёты, чтобы потом разбирать их на запчасти.

Катастрофы Сухого Супер Джет

Но больше всего клиентов отпугивают авиационные происшествия, связанные с самолетами SSJ 100. В первую очередь вспоминается трагедия над Джакартой в 2012 году, когда погибли 45 человек. Катастрофа в Шереметьеве в мае 2019-го поставила эксплуатацию лайнера под вопрос. Правительственная комиссия решила не приостанавливать полёты Суперджета, но следующий инцидент (если он, не дай Бог, произойдёт) заставит вернуться к этому вопросу.

Перспективы проекта

Несмотря на постоянные жалобы на качество продукции и сервиса, стоимость ОАК с 2014 года растет с небольшими коррекциями. Причина в том, что Суперджет – не единственный проект корпорации. Параллельно ведется много военных программ, а также разработка гражданского МС-21. Катастрофа в Шереметьеве не ударила драматично по котировкам акций (UNAC) на Московской бирже. Возможно, на них еще повлияют результаты официального расследования.

График акций UNAC

Кроме того, акции корпорации начали расти, когда главным акционером ОАК в октябре 2018 года стал Ростех (92,31% акций). В планах у нового руководства разделение корпорации на гражданский и военный сектор. По мнению экспертов, это позволит повысить устойчивость финансовой модели.

Пока же будущее проекта Сухой Суперджет 100 остается неоднозначным. Частые поломки, проблемы с обслуживанием, риск новых аварий способны подмочить репутацию не только конструкторского бюро Сухого, но и всей отечественной гражданской авиации. Конечно, это не прибавляет бумагам инвестиционной привлекательности. Остается надеяться, что руководство ОАК признает ошибки и справится с проблемами прежде, чем произойдет очередная аварийная ситуация.

А как вы восприняли новость о катастрофе Суперджета? Вероятно, вам приходилось летать самолётами этой серии. Оцените финансовые и технические перспективы проекта в комментариях.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...
25.05.2019
Рекомендую прочитать отчеты по моим инвестициям
Самые ленивые инвестиции
57 0
Восстановительный 2023 год
277 4
Отскок в неопределенности
593 5
Итоги моих инвестиций в 2021 году
1896 3
Нулевая температура в декабре
1825 2

Комментарии и отзывы читателей

7 комментариев

  • Андрей:

    Летал и не раз. Хороший самолёт, ни чем не отличается от буржуйских. Причина в том, что последние тридцать лет всем в уши вливали что всё своё г...

    Ответить
  • Юрий:

    За последние три года, мне приходится довольно часто летать, больше 100 перелётов в год.

    На «Суперджет» пришлось летать раз 20. Салон комфортный, кресла удобные, туалеты даже лучше, чем в «Айрбасах». Из минусов: узкий проход и чуть больше чувствовается вибрация, чем на А320 или "Боинге, но это видимо из-за меньших размеров, да наверное и все!

    По ощущениям отличный самолёт!

    Проблема с их обслуживанием, запчастями- об этом говорят все!

    Всем удачи!

    Ответить
  • Руслан:

    Я вообще то работал на Боинг-737-500. Он сволочь тоже скрепит шумит и издает подозрительные звуки. И скотина ломается а местами разбивается. Если учесть что в последние время пару супер 737 сами по себе воткнулсь в землю напливав на пилотов ситуация с Боинг 737 ГОРАЗДО хуже чем с SSJ. А если учесть дикие мучения Японцев с их MRJ и провалом программы ARJ-21 Китая. то начинаешь понимать что по сути SSJ ну очень неплохая машина. И реальный конкурент у него только Эмбраер 190 Е джет. Кстати на минутка в этом самолете все детали импортные на 100 процентов. Бразилия что. Там только сборка. Бомбардье выпал так как Аирбас развивает линейку именно SC300 что немного крупней машина.

    Ответить
  • Артём:

    Господи,хватит пороть чушь.

    >По мнению специалистов, при разработке и производстве самолета SSJ 100 были использованы несколько спорных решений, которые и являлись причиной многих неисправностей. Странным решением эксперты называют установку двигателей прямо под крыльями. При выполнении внутренних рейсов по России, принимая во внимание качество взлетной полосы в региональных аэропортах, установка двигателей на столь малой высоте несёт большой риск.

    Школьники и гуманитарии,мнение которых вы выставляете как экспертное просто невкурсе об испытаниях Ту-334 и ССЖ-100 по залитой водой полосе аэродрома.

    Вот ССЖ-100 с двигателями под крылом

    yandex.ru/images/search?f...t-100-russia.jpg

    А вот Ту-334,с двигателями сзади и высоко

    yandex.ru/images/search?t...g&rpt=simage

    А может эксперты-двоечники расскажут как Эмбраеры и Бомбардье летают с двигателями под крылом.

    Ответить
  • Лев:

    Опять боинг нарисовали.

    Ответить
    • Антон:

      Это SSJ же

      Ответить
  • сергей:

    >> Среди стран, авиакомпании которых заказали Суперджет, – Армения. Мексика, ОАЭ, Швейцария, Египет, Замбия, Камбоджа, Иран, Монголия, Перу, Ирландия, Ливан и Таиланд.

    Предоставьте ссылку, откуда эта информация, хочу самостоятельно ознакомиться

    >> Почти все эксплуатанты перестали использовать самолет и отказались от него

    Также ссылочку бы, хочу ознакомиться с первоисточником этой информации

    >> Заказчиков от Суперджета отталкивают и проблемы с ремонтом и обслуживанием. В связи с частыми поломками лайнеров и крайне низкой обеспеченностью запчастями самолеты простаивают.

    Также ссылку бы, хочу понять кто именно говорит о поломках

    Ответить
Добавить комментарий

Если вы оставляете комментарий на ленивом блоге впервые, прочтите правила комментирования.

  • Ленивые инвестиции

    Купить акции
  • Нажми и Подпишись

  •