Инвестирование в искусство: коллекционирование и бизнес
Крупнейшие частные коллекции произведений искусства создавались ценителями прекрасного, настоящими знатоками, которыми руководила не жажда наживы, а радость причастности к миру творчества, хотя бы и опосредованно. Но когда мы узнаём, за какую цену ушёл с молотка очередной шедевр, возникает вопрос: «А что мешает быть удачливым продавцом, например, мне?»
Инвестирования в искусство и коллекционирование с целью последующей продажи, требует специальных знаний и отдаёт своеобразной элитарностью. В этой статье я постараюсь рассказать про основные закономерности и тенденции развития этого направления, хотя и не могу назвать себя экспертом в данной области.
Не каждый коллекционер — инвестор
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяЕщё сравнительно недавно спрос на предметы искусства диктовался преимущественно коллекционерами, которые и задавали цены на аукционах. Интерес покупателей по большей части был сосредоточен на шедеврах признанных мастеров живописи, в меньшей степени скульпторов и ювелиров. Однако, в 80-х годах 20 века ситуация стала меняться. Появились галереи, специализирующиеся на инвестициях в предметы искусства, интерес к этому направлению стали проявлять не только коллекционеры, но и финансисты, усмотревшие в формирующемся новом рынке гигантский потенциал для роста. Искусство стало не просто творчеством, но и самостоятельным инвестиционным направлением со своими закономерностями, понятными лишь узким кругом знатоков. Более того, появилась отдельная категория «маркетмейкеров» искусства, деятельность которых заключается в создании и поддержании новых трендов. Поначалу этот процесс развивался хаотично, для него не был характерен профессионализм, что и привело к образованию «пузыря» на рынке. В 1991 году он лопнул, с рынка ушли многие участники, а оставшиеся учли чужие ошибки.
Современные инвесторы в предметы искусства далеки от романтики, заставляющей коллекционеров тратить целое состояние на покупку очередного шедевра. Несомненно, полотна Рембрандта и Ван Гога всегда будут в цене, но как вырастет их ценность, например, за 20 лет?
Прошедшие века уже выжали всё возможное из спроса, а потому эти полотна заняли свои места в музеях и частных коллекциях, и эти места очень редко меняются. Поэтому галеристы создают и грамотно продвигают новые имена, никому пока не известные. Картина молодого автора, проданная за 1000$, может в обозримом будущем стоить в 100 раз дороже, что вряд ли случится с мировым шедевром. Самый яркий пример среди законодателей мод на рынке инвестиционной живописи – Ларри Гагосян. В конце 70-х годов он начинал с перепродажи дешёвых постеров, которые он оформлял изящными рамками. Спрос был на удивление высок и устойчив. Чуть позже в Лос-Анджелесе Гагосяном была создана галерея Broxton Gallery. В 1979 году с переездом Ларри в Нью-Йорк началась современная история инвестиционной живописи — это особый вид искусства, не имеющий аналогов.
Стили и приблизительные ориентиры в нём формируются не самими художниками, а заказчиками. Если начинающий художник попадает в «инкубатор» сети галерей Gagosian (gagosian.com), его участь предрешена: мировая известность обеспечена, а вместе с ней и ажиотажный рост спроса на новые картины. Не стоит думать, что инвесторы – тонкие ценители искусства. Но всё дело в том, что бренд Гагосян в живописи подобен бренду Баффета на фондовом рынке. Инвесторы ориентируются на ожидаемую кривую доходности.
Приобретая картину у галереи Гагосян (кстати, уже весьма недёшево), они рассчитывают продать её в обозримом будущем во много раз дороже. Каким образом это будет достигнуто – отдельный вопрос, но это уже не их забота. За дело берутся профессионалы, отрабатывающие буквально каждый доллар. Говоря о ценах, всё же не стоит забывать, что хотя произведения искусства, в отличие от акций, не обесцениваются до нуля, волны подъёма и спада спроса (а вместе с этим и цены) характерны и для него. В периоды финансовых кризисов меняются приоритеты, когда высоко рискованные инструменты теряют свою привлекательность, а на сцену выходят традиционные ценности – золото, серебро, драгоценные камни и шедевры искусства.
Закономерности и прогнозы
Интересное исследование было проведено Артёмом Михлиным (специалист Российского общества оценщиков). Суть этого исследования состояла в выявлении корреляции между арт-индексами и фондовым рынком. Основное внимание было уделено наиболее популярному в России набору индексов ARTIMX. Эти индексы вычисляются на основе данных по ценам продаж произведений искусства на основных мировых аукционах. Наряду с интегральным индексом ARTIMX, существуют индексы доходности и покупательской активности, показывающие соответственно усреднённый рост цен на произведения искусства с поправкой на инфляцию и соотношение распроданных лотов к общему числу выставленных на продажу. Была выявлена достаточно сильная корреляция между интегральным индексом ARTIMX и индексом ММВБ, но первый запаздывает на 6-12 месяцев.
Автор исследования отмечает, что схожая картина наблюдается на графике цен элитной недвижимости (см. инвестиции в недвижимость России). К сожалению, данные не охватывают период 2013—2016 годы, но не менее информативен период 2008—2010 годов, когда кризисные явления носили даже более выраженный характер. В долгосрочной динамике цены на коллекционное искусство растут медленнее, чем фондовый рынок. В то же время, по сравнению с фондовым рынком, меньше и риск потери активов.
Очень интересно, что по данным JP Morgan Securities Services между ценами на произведения искусства и недвижимость наблюдается обратная корреляция (forbes.ru/finansy-column/investitsii/274633-lovushka-dlya-kollektsionera-chem-opasny-investitsii-v-iskusstvo-i). Получается, что российский и американский арт-рынки функционируют по-разному: если в России подъёмы и спады аукционных продаж относительно близки к максимумам и минимумам на фондовом рынке и рынке недвижимости (учитывая 6-12 месячный лаг), то в США всё наоборот. Скорее всего, причина этих различий в том, что в США имеется многочисленный и очень состоятельный по российским меркам средний класс, который в периоды спада деловой активности не испытывает серьёзную нужду, а лишь меняет приоритеты. В России же наблюдается значительное расслоение общества по уровню доходов, причём экономический спад усугубляет ситуацию, поэтому инвестирование сменяется экономией.
По данным Deloitte Luxembourg & ArtTactic Art & Finance в 2016 году 73% менеджеров по управлению активами заявили, что их клиенты пожелали включить предметы искусства в отчеты по доходам, чтобы иметь более полные данные по своему благосостоянию. В 2014 об этом сообщали 58% менеджеров. Современные стратегии портфельных инвестиций подразумевают долю активов в виде произведений искусства в 5-7% от общей суммы активов.
Кроме того, в вышеуказанном докладе сообщается, что в 2016 году 72% коллекционеров признались, что их вложения в искусство — не только дань увлечению, но и инвестиции. По данным Knight Frank (content.knightfrank.com/research/83/documents/en/wealth-report-2016—3579.pdf) за последние 10 лет доходность инвестиций в искусство, сделанных профессиональными управляющими, составила 226%, в то время как индекс S&P500 за это же время вырос на 64%. В то же время, почти весь рост дохода от инвестиций в искусство приходится на 2006—2011 годы, причём основным фактором роста стали Индия и Китай. Согласно исследованию компании Deloitte (deloitte.com/content/dam/Deloitte/lu/Documents/financial-services/artandfinance/lu-en-artandfinancereport-21042016.pdf), интерес профессиональных управляющих к инвестициям в искусство резко снизился.
Если в 2013 году 30% управляющих рекомендовали своим клиентам такие инвестиции, то в 2014 году их доля сократилась до 20%, а в 2015 до 10%. В то же время, анализ причин этого явления не входил в задачу исследования, а ведь ситуация далеко не однозначна. Выше уже отмечалось, что искусство может играть роль эффективного убежища при наступлении кризисных явлений в экономике. В случае реализации пессимистических прогнозов, с которыми выступают опытные инвесторы-«тяжеловесы», традиционные активы могут стать убыточными, что вновь повысит интерес к искусству. В то же время, пессимисты приводят свои доводы, главный из которых — китайский фактор. На сегодняшний день 40% от суммы всех аукционных продаж приходится на китайских покупателей. Доля покупателей из США существенно ниже — 25%. Последние 2 года о предстоящей «жёсткой посадке» китайской экономики не говорит разве что ленивый. Очевидно, что на рынке искусства это скажется отрицательно.
Инвестирование в русское искусство
Отдельная тема — инвестиции в русское искусство. В 2012 году, российский рынок искусства так и не поднявшись до уровня продаж 2007 года, когда был отмечен максимум, оно снова пошло на спад, который в 2014 году превратился в стремительный обвал.
При расчёте индекса ARTIMX-Rus учитываются продажи, как в России, так и за границей. Поэтому рассматривать падение интереса коллекционеров и инвесторов только как результат экономических факторов было бы неправильно. Кроме того, в России, несмотря на сильную девальвацию рубля, не падают, а скорее даже растут продажи элитных автомобилей. Так что в российском «высшем обществе» по-прежнему крутятся большие деньги.
Основными покупателями русского искусства за крупнейших мировых аукционах являются или российские граждане, или люди, имеющие определённую связь с Россией, например эмигранты или их потомки. Среди них немало весьма успешных бизнесменов. Так в чём же дело? Экономический кризис наблюдается только в России, да и то он не затрагивает все слои общества, а продажи русского искусства падают повсеместно. Скорее всего, связано это с какими-то глубинными процессами и налицо тяжелейший кризис русского этноса, который стремительно выталкивается на задворки цивилизации. Падает уровень образования, усиливается моральная деградация. Да, русское искусство дешевеет, но станет ли оно дорожать в обозримом будущем? Экономические закономерности вряд ли помогут ответить на этот вопрос. Он относится скорее к категории философских. Если у вас есть свое мнение по этому вопросу, пишите в комментариях.
Подводные камни инвестиций в искусство и Арт-банкинг
Если же, взвесив все «за» и «против», вы приняли решение инвестировать в рынок искусства, неизбежно встанет вопрос о подлинности приобретаемых произведений. Это связано с распространённостью высококачественных подделок. Иногда определить подлинность картины или скульптуры затрудняются даже эксперты, что уж говорить об инвесторе, который в общем случае обладает весьма поверхностными знаниями в этих вопросах. Лучший способ исключить покупку подделки – не оказаться в ситуации, когда такое возможно. Для этого требуется соблюдать несколько простых правил:
- не приобретать произведение искусства через интернет;
- проверять экспертное заключение на подлинность;
- учитывать, что далеко не каждый эксперт котируется среди специалистов;
- привлекать к сделке квалифицированного посредника;
- не доверять легендам о предыстории произведения, которые невозможно подтвердить.
Впрочем, проблема подделок у коллекционеров возникает чаще, чем у «чистых» инвесторов. Дело в том, что подделывают работы известных мастеров, тогда как инвестор обычно приобретает новые имена в расчёте на то, что когда-нибудь они станут престижными.
Инвестиции в громкие имена не имеют большого смысла: так можно совершить покупку на пике цены, который нескоро будет превышен. Набирает популярность ещё один вид инвестирования в искусство: арт-банкинг. Впервые в России это направление официально заявил Газпромбанк. Кстати, именно он является обладателем единственной в России корпоративной коллекции современного русского искусства.
Арт-банкинг — комплекс мероприятий и услуг, направленный на развитие и популяризацию искусства, повышение культуры инвестирования, расширение прослойки бизнесменов-меценатов. Газпромбанк предлагает своим клиентам услуги по консультированию и посредничеству при инвестировании в искусство, проводит выставки и реализует спонсорские проекты.
Руководство банка исходит из того, что коль скоро среди его клиентов есть любители искусства, почему бы не оказать им содействие ещё и в этой области? Услуги профессионалов стоят дорого, но они того стоят. Обращаясь к посредникам, готовых взять на себя роль консультанта и гаранта, инвестор значительно снижает риски, связанные как с трудностями грамотного выбора, так и с мошенничеством. Кроме Газпромбанка, подобные услуги оказывают некоторые другие крупные банки, например, Промсвязьбанк, а также ряд компаний, специализирующихся на управлении семейными активами. Очень может быть, что именно усилия квалифицированных игроков смогут вытащить российский рынок арт-инвестиций из того кризиса, в котором он находится.
Всем профита!
Хозяин, Клякса, теперь и Парамон жахнул, хоть я избежал потерь, но чисто психологически как-то неуютно стало...
таки пирамида же! скоро они все сольются) может быть даже мягко — то есть без громкого скама, а чисто сливом всех управов.
Есть основания? Вроде как рановато ещё.
Самое интересное, что уровень просадки Парамона превышает пределы допустимых по ТС. Т.е. в топ счетах Прайвета нельзя исключать полных сливов.