Самые неудачные IPO: что пошло не так?
Любые инвестиции сопряжены с риском, и фондовый рынок не исключение. И хотя, в отличие от криптовалютного, он поддается хоть какому-то прогнозированию, на рынке ценных бумаг есть события, способные нанести урон капиталу инвестора. Сегодня поговорим о выходе эмитента на биржу, что может принести как сверхприбыль, так и сверхубытки. Чтобы наглядно убедиться, насколько этот финансовый инструмент может быть опасен, разберем самые неудачные IPO в истории.
Почему компании при выходе на биржу получают убытки
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяНапомню, что первичное публичное предложение акций (Initial Public Offering, IPO) является одной из форм привлечения капитала для дальнейшего развития бизнеса. В отличие от труднодоступных кредитов, поиска инвесторов и выпуска облигаций, IPO позволяет привлечь большие суммы, не обременяя себя чрезмерной ответственностью. Это и понятно: компания не должна проценты банку, не обязана выплачивать купоны держателям облигаций и не отдаст свою долю бизнес-ангелам. Этим IPO как форма привлечения денег и привлекательна для эмитентов. Инвесторов данный формат манит потенциальной прибылью, ведь вложив на старте небольшой капитал, можно получить доходность, превосходящую другие инструменты фондового рынка. Но почему же при всех перечисленных достоинствах IPO часто бывает безуспешным?
Чаще всего неудачные IPO случаются по вине переоценки инвесторами перспектив компании. Дело в том, что при размещении акций показатели и отчеты фирмы недоступны большинству инвесторов, а раздуть ажиотаж вокруг подобного мероприятия не составит труда при хорошей PR-компании. Выходя на биржу с плохой отчетностью или с переоцененными прогнозами, компания обрекает себя на сильную волатильность ценных бумаг с дальнейшим снижением либо моментальное падение котировок.
На разогретый ожиданиями рынок всегда являются спекулянты и инсайдеры, которые при выходе компании на биржу получают свою прибыль, затем повально распродают бумаги, сильно, а порой и безвозвратно «роняя» курс акций. Могут сыграть негативную роль и различного рода сбои в платформе торговой площадки.
ТОП-5 самых неудачных IPO
С возможными причинами падения мы более-менее разобрались, теперь перейдем к примерам самых неудачных IPO. Не будем заглядывать слишком далеко в историю, рассмотрению подлежат наиболее провальные IPO последних лет. Приступим!
Vonage
Компания в свое время являлась одним из крупнейших игроков на североамериканском рынке телекоммуникационных услуг. Чтобы выбраться из трудного финансового положения, в 2006 году было решено привлечь капитал путем первичного размещения бумаг. Однако судьба сыграла с Vonage злую шутку, и технологическая компания провалила IPO из-за технического сбоя, который произошел на платформе биржи при выкупе акций. В результате в первую же неделю после размещения бумаг их стоимость упала на 30%, а инвесторы подали в суд на руководство компании и андеррайтеров, контролировавших процедуру IPO.
BATS Global Market
Еще одним эмитентом, ставшим заложником технических неполадок, явилась американская финансовая компания BATS Global Market. Фирма предоставляла брокерские услуги и решила провести IPO своей торговой площадки в 2012 году. В результате сбоя на сайте котировки компании с момента выхода на биржу обесценились в 400 раз: с $16 до $0,04 за акцию.
Да, несмотря на то что сейчас Facebook является одной из наиболее успешных IT-компаний, проводимое ею в мае 2012 года IPO оказалось не настолько удачным. Само размещение поначалу проходило весьма динамично. Андеррайтером выступил легендарный инвестиционный банк Morgan Stanley.
Главной ошибкой было увеличение объема размещения акций после удачного старта. Возросшая эмиссия и постоянные перебои в покупке бумаг инвесторами обрушили их стоимость на 20% за пару дней, и к своим исходным $38 акции вернулись только спустя полтора года!
Xiaomi
Проводимое в 2018-м IPO XIaomi обещало стать прибыльным. Бизнес компании был на подъёме, и ничто не предвещало беды. Но произошел характерный случай переоценки возможностей фирмы – ожидалось привлечь $10 млрд, однако было привлечено всего $4,5 млрд. Были переоценены и показатели капитализации компании: вместо $100 млрд, которые ждали инвесторы, к моменту IPO Xiaomi достигла отметки всего в $54 млрд.
Возможно, свой вклад в падение внесла разразившаяся в тот момент торговая война между США и Китаем, но факт остается фактом: стоимость акций с момента первичного размещения снизилась на 50%.
UBER
Одним из последних по времени провальных IPO стало размещение акций Uber (май 2019-го). Компания более десятка лет показывает убытки, что и отталкивает инвесторов. Несмотря на все усилия организаторов, акции подешевели с $45 до $27 за полгода. И это с учётом того, что было принято решение о снижении оценки стоимости бумаг перед моментом размещения их на бирже.
Трудно оспаривать то, что Uber инвестирует в самые передовые технологии современности. Мало кто сомневается, что за ними будущее. Возможно, Uber еще отыграет своё в цене, как это получилось у Tesla в начале 2020 года. Однако большинство инвесторов, покупающих акции, интересуется только прибылью от их роста.
Стоит ли рисковать
Как мы уже убедились, не все биржевые события одинаково полезны. И если речь идет об IPO, к оценке компании нужно подходить с особым вниманием. Главным правилом при участии в IPO является диверсификация рисков и грамотное управление портфелем. Количество проектов, размещающих акции на биржах мира, растёт год от года. К сожалению, в последнее время это становятся похоже на азартную игру. В данной игре ставка малой частью портфеля не сильно ударит по капиталу инвестора.
Вы уже принимали участие в IPO? Если да, поделитесь своим опытом – как избежать неудачи в этом деле.
Всем профита!