Крупнейшие IPO в истории
Хотите привлечь большие инвестиции в развитие своей компании? Проведите IPO! Если ваш бренд заслужил доверие, инвесторы сами понесут деньги, купив ваши акции на публичном размещении. Они рассчитывают получить прибыль от роста бумаг, но успех не гарантирован. В этом обзоре рассмотрим крупнейшие IPO в истории фондового рынка, и чем они закончились.
Зачем проводятся IPO
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяВ жизненном цикле каждой успешной компании после роста наступает переломный момент. Предприятие уже довольно крупное, всё работает, как хорошо отлаженный механизм. Тысячи сотрудников успешно поддерживают бизнес, у вас высокие прибыли и все довольны. Однако есть одна проблема. Становится всё сложнее поддерживать рост на заданном уровне. Самофинансирование во многих случаях уже не способно помочь. Чтобы сохранить темпы и не дать конкурентам скинуть себя со счетов, компании прибегают к привлечению капитала извне. Самое проверенное решение — выход на IPO (Initial Public Offering, публичное размещение).
Несмотря на сложную схему подготовки и издержки в виде выплат брокерам и андеррайтерам, а также долгое проведение компании (от года до трёх) публичное размещение акций по праву можно считать лучшим способом финансирования. Ярким доказательством этому являются крупнейшие IPO в истории Wall Street. Компании, их проводившие, стали легендами, а средства, которые удалось привлечь, исчислялись в десятках миллиардов долларов. Как это происходило?
Скандальные, но успешные: IPO Facebook
В 2012 году Комиссия по ценным бумагам США (SEC) приняла заявление от социальной сети Facebook об организации первичного публичного размещения акций на бирже NASDAQ. Дату проведения назначили на 18 мая 2012 года.
По причине внезапной неисправности в программном обеспечении биржи пришлось отсрочить начало на 30 минут. В столь важный день, когда на кону огромные деньги, любая мелочь имеет значение. После старта ажиотаж обострился, ведь каждый хотел урвать хотя бы кусочек будущей прибыли. Это вызвало ещё несколько сбоев и мешало инвесторам увидеть полную картину происходящего. Несмотря на все трудности, интерес инвесторов не упал, и Facebook удалось установить заоблачную цену в $38 за акцию. В день IPO было собрано $18,4 млрд.
Но это был успех лишь для компании, а инвесторов ждало разочарование, ведь акции уже через 3 месяца торговались вполовину от цены размещения. Тысячи людей потеряли свои деньги, последовали судебные иски, но Facebook было уже всё равно. Цель была достигнута, что это стало хорошим толчком в развитии компании. Котировки вернулись в точку отсчёта лишь через год, дальше последовал бурный рост. Сегодня биржа предлагает купить акции Facebook по цене $168, а капитализация достигла $477 млрд.
Спаситель GM – государство
Далее вспомним о том, как General Motors удалось пережить кризис и привлечь $23,1 млрд. Финансовое состояние легендарного автомобильного концерна General Motors с 2000 стало ухудшаться. Огромные долги, падение прибылей, банкротство банков-кредиторов, неудачные инвестиции, – всё это привело к неизбежному краху. 1 июня 2009 года, под воздействием мирового экономического кризиса, GM объявила о банкротстве.
Гибнущего гиганта решило поддержать правительство. Оно выкупило 75% компании за сумму, превышающую 70 миллиардов долларов. Таким образом, деньги налогоплательщиков пошли на финансирование убыточного предприятия, и его удалось спасти. Но правительство не могло поступить иначе, так как банкротство концерна, обеспечивающего работой более 150 тысяч человек, оставило бы непоправимые последствия в экономике США, которая пыталась восстановиться после кризиса 2008 года.
В 2010-м было принято решение о проведении IPO. General Motors побила мировой рекорд по сборам, достигнув невероятной цифры в $23,1 млрд. Таким образом государству удалось спасти концерн от банкротства и вернуть часть средств налогоплательщиков обратно в казну. Однако котировки после IPO еще долго снижались.
IPO сервиса заказа такси Uber
Перед IPO инновационного сервиса заказа такси Uber на фондовом рынке сформировалось негативное настроение. 29 марта провёл IPO его основной конкурент – Lyft, который упал в цене на 20% после размещения. Это насторожило инвесторов.
IPO прошло 10 мая 2019 года. Прогнозы по капитализации в 120 миллиардов оказались завышенными, и на деле стоимость компании составила $76 млрд. После начала торгов произошёл быстрый спад котировок акций на 8%. На графике видно, как цены провалились. Однако, несмотря на потери инвесторов, Uber смог привлечь $8,1 млрд.
Выводы
Ежегодно в мире проходит более 1000 IPO, и объём инвестиций каждый раз растёт. Однако не все размещения одинаково прибыльны. Бывают случаи, когда выход на биржу становится самым неудачным решением, котировки летят вниз и происходит крах. Поэтому ключевыми факторами успеха всегда будут: реструктуризация бизнес-модели под лучшие мировые стандарты, поиск надёжных партнёров-организаторов, правильная организация PR-кампаний и главное — честность перед инвесторами. Ведь любой обман рано или поздно отразится в котировках.
А что вы думаете по поводу IPO: насколько выгодно в нём участвовать и какие вы видите риски для инвестора?