Почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает?
Весной 2020 г. фьючерсы на нефть уверенно устремились к историческим минимумам и даже ушли в отрицательную зону. Самый частый вопрос во время подобных кризисов: почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает? Сегодня разберём механизмы формирования цен на топливо и как это влияет на котировки акций энергетического сектора.
Если вам удобнее видео-формат, то рекомендую посмотреть мой видео-обзор. Не забудьте подписаться на ютуб-канал.
От чего зависит цена на бензин
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяТорговля бензином в России полностью регулируется государством. Это приводит к тому, что его стоимость равномерно, но постоянно растет. Оптовая цена топлива на нашем рынке формируется под влиянием двух факторов:
- правила налогообложения;
- экспортная альтернатива (та цена, по которой топливо можно продать зарубежным покупателям).
На первый взгляд кажется, что во времена дешёвой нефти на отечественный рынок должен поступать больший объем бензина. На самом деле такого не происходит. Обвал цен на нефть обязательно приводит к обвалу рубля. А это значит, что внутренний сбыт становится менее выгодным. Он не может конкурировать с поставками за границу, оплата которых производится в твердой валюте.
Даже если будут снижены оптовые цены на НПЗ, тарифы АЗС отреагируют с большим опозданием. Это можно наблюдать на примере кризиса весны 2020 г. Стоимость тонны топлива на Санкт-Петербургской товарной бирже в апреле упала на десятки процентов. Но клиенты заправок увидели разницу в конечной цене лишь в 30–50 копеек за литр.
В Америке и Европе ситуация противоположная. Стоимость бензина почти точно повторяет котировки нефти. Средняя цена галлона (примерно 3.8 л) по США после обрушения фьючерсов на WTI составляла около $1,6. Относительно апреля 2019 г. она снизилась более чем на $1.2.
Основной фактор дешевизны американского бензина – доля налогов в его стоимости около 25%, а в России, по разным оценкам, порядка 70%. Второй фактор – ведущие компании находятся в частных руках, а между ними идет активная конкуренция. Кроме того, в США правительство заинтересовано в снижении стоимости бензина на внутреннем рынке, а в России – нет. Это объясняется тем, что нефтяной сектор в Штатах составляет около 1% ВВП, а остальная экономика и население от дешёвого топлива только выигрывают.
Налоговый демпфер как главный фактор роста цен
На протяжении последних лет государство стремилось максимально компенсировать потери бюджета от падения нефтяных котировок. Для этого были внесены следующие изменения:
- увеличен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- снижены экспортные пошлины;
- повышен акциз на бензин.
В результате цена литра топлива складывается из семи составляющих. На диаграмме ниже приведены данные за 2019 г. о степени влияния каждого их этих факторов.
Цена сырой нефти, из которой был изготовлен литр бензина, составляет не более 7% его стоимости. Ненамного больший вклад вносит транспортировка и переработка. АЗС имеют маржу в несколько процентов. Все остальное – платежи в бюджет.
В 2019 г. был создан механизм налогового демпфера. Речь идет примерно о 65% прибыли нефтяников от продажи топлива за рубеж или на домашнем рынке. Если за счет внутреннего сбыта компания заработала больше, чем получила от экспорта, она должна перечислить в бюджет соответствующую сумму. Если же поставлять топливо за границу выгоднее, государство будет выплачивать компенсацию за реализованный в России объем. Главная задача такого подхода – не допустить в стране дефицита бензина и резкого повышения цен.
В периоды дешевой нефти этот механизм не позволяет снизить стоимость топлива. НПЗ недополучает прибыль на внешнем рынке. Доход от торговли внутри страны начинает превалировать, значит, нужно делиться им с государством. Важно, что при расчетах используется не фактическая цена, а базовая. Она устанавливается в начале года. Если нефтяники будут продавать свою продукцию дешевле, то сумма, которую им необходимо перечислить в бюджет, не уменьшится. Компании не покроют свои издержки.
Государство может решиться на действия по снижению цен, если производители при поставках на внутренний рынок получают несоразмерно большую прибыль, чем при экспорте. В такой ситуации обязана вмешаться ФАС. Произойти это может, только если котировки нефти останутся на низких уровнях на протяжении продолжительного времени.
Ситуация 2020 года показывает, что потенциала для снижения у российских цен на бензин нет. С учетом базовой стоимости топлива, исходя из которой рассчитывается взнос в бюджет, точка безубыточности НПЗ составляет порядка 38 тыс. руб. за тонну. Оптовые цены в апреле уже упали ниже этого порога.
Чего ждать инвесторам
Кризис 2020 г. может оказаться более тяжелым для нефтяной отрасли, чем события 2008 и 2014 г.г. Во многом это обусловлено двумя факторами:
- резким падением не только мировых котировок «черного золота», но и внутреннего спроса на бензин;
- введением с 2019 г. механизма демпфера, ухудшающего положение российских компаний топливного сектора.
Чем ниже цена барреля на мировых биржах, тем больше денег российские нефтяники должны внести в бюджет. Ожидать, что правительство откажется от этого инструмента или хотя бы снизит базовую цену, которая превышает 53 тыс. руб. за тонну, не приходится. Оно нуждается в этих деньгах для компенсации дефицита бюджета, возникающего из-за дешевой нефти.
Некоторые компании уже начали задумываться о снижении производства топлива. Это неизменно повлечет за собой сокращение рабочих мест, затраты на консервацию оборудования. Если такая тенденция наберет обороты, вернуться к прежним объемам после снятия глобального карантина быстро не получится. Запуск нефтеперерабатывающего завода – такое же долгое и дорогое мероприятие, как и приостановка его деятельности.
Главный фактор, от которого зависит ущерб нефтедобытчиков и переработчиков, – длительность эпидемии коронавируса. Мое мнение – отрасль не сможет в 2020–2021 годах оправдывать ожидания инвесторов по стабильному росту выплат. Так что наращивание доли топливно-энергетического сектора в портфеле нецелесообразно для тех, кто живет за счет дивидендного дохода. Ждать быстрого восстановления котировок акций до докризисных уровней также не приходится.
Единственный фактор, который способен поддержать российскую нефтяную промышленность, – ослабление рубля. Это поможет компенсировать падение экспортных цен.
Вместе с тем полного коллапса отрасли я не ожидаю. Правительства многих стран начинают осознавать, что продолжение тотального карантина приведет к полному краху экономики, и планируют постепенное возобновление деловой активности. История показывает, что котировки нефти имеют циклический характер: за спадом неизменно следует рост.
Подведём итоги
Россиянам при действующей налоговой системе не стоит ждать удешевления бензина. Существующий механизм формирования цен этого не допустит. Государство не заинтересовано в снижении стоимости топлива. Его главная задача – пополнение бюджета из всевозможных источников. НПЗ также не готовы к падению отпускной цены, так как это приведет к росту их убытков.
Поделитесь в комментариях: возможно, у вас другая точка зрения на перспективы снижения цены на бензин в России.
Всем профита!
Государство РФ являясь крупнейшим в РФ потребителем топлива, процветало бы, имея цену одна копейка 10 литров, за топливо для нужд российского ГОСУДАРСТВА. Но его нет. Есть колониальная власть которая за топливо в страны НАТО возвращает акцизы полностью, и системно повышает их на топливо для заправки российских танков и отопления кремля.
НДПИ более 30% в цене бензина? Вообще-то НДПИ считается от тонны сырой нефти и нигде ни разу я не увидел расчета именно НДПИ в цене литра бензина.