Бюджетное правило: за и против
В российских деловых СМИ постоянно упоминают некое бюджетное правило. Внимание к нему неудивительно, ведь оно оказывает большое влияние на экономику нашей страны. Сегодня обсудим, что понимается под этим термином и насколько оправданы действия, направленные на исполнение бюджетного правила.
Рекомендую посмотреть небольшое видео с моего ютуб-канала для начала.
Краткая история бюджетного правила
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяВпервые идея накапливать деньги, полученные от продажи нефти по цене выше определенного значения, была реализована в 2004 г. В это время был создан стабилизационный фонд. Он пополнялся в те периоды, когда мировые котировки черного золота были более $20 за баррель. С годами эта планка поднималась. Основаниями для ее пересмотра являлись прогнозы аналитиков. Динамика повышения планки обычно существенно отставала от фактических темпов роста стоимости нефти.
Введение бюджетного правила преследовало три цели:
- снизить зависимость от внешнеэкономических факторов;
- разрушить привязку курса национальной валюты к стоимости нефти;
- сформировать финансовый резерв, который можно будет использовать для покрытия дефицита бюджета при падении цен на энергоносители.
В 2008 г. стабилизационный фонд был разделен на две части:
- резервный – на случай кризиса или санкций;
- национального благосостояния (ФНБ) – для покрытия дефицита пенсионного фонда.
Еще одно ключевое изменение было внесено в 2012 г., когда планка, при превышении которой часть доходов от продажи нефти направляется в кубышку, стала определяться на основе не прогнозов, а статистики, собранной за предыдущие годы. В результате в 2014 г. ее значение было равно $92.
Российское правительство не одиноко в своем стремлении к сбережению выручки от продажи нефти. По тому же пути идут и некоторые другие страны. Хорошим примером служит Норвегия, где схожий принцип действует уже 30 лет. Ее результаты можно назвать впечатляющими: размер накопленного резерва еще в 2016 г. вдвое превысил ВВП. С 2017 года норвежская подушка безопасности перевалила за $1 трлн.
Это стало возможным не только за счет высоких цен на энергоносители, но и благодаря умелому инвестированию отложенных средств. Кроме того, руководство страны не трогает основной капитал, направляя на социальные нужды только часть приносимой им прибыли. Норвегия в 2019 году, по данным портала Numbeo, занимала 10 место по уровню и качеству жизни (Россия – 59-е). Несмотря на это, ее лидерам приходится регулярно сталкиваться с критикой. Среди населения популярно мнение о том, что следует быть менее экономными и направлять большие суммы на социальные программы.
Подобные нефтяные фонды действуют и в других государствах. Особенно распространены они в странах Персидского залива – Саудовской Аравии, Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре.
Бюджетное правило сегодня
С 2018 г. начала действовать норма, по которой в резервы направляются все дополнительные доходы, полученные при цене на нефть свыше $40 за баррель. Каждый год эта сумма индексируется. В 2019 г. планка составила $41,6. Ниже представлена динамика котировок за год.
При этом фонд национального благосостояния должен наполняться до тех пор, пока его размер не составит 7% от ВВП. Только после этого власти могут направлять средства на инвестиции.
В конце III кв. 2019 г. была накоплена сумма в 8,17 трлн руб. К 2022 г. прогнозируется рост до 16,2 трлн руб. при условии, что средства не будут расходоваться.
Пояснительная записка к бюджету 2020 г. показывает, что в текущем году ФНБ превысит установленную отметку на 1,5 трлн руб. А это значит, что есть возможность направить часть денег на другие нужды. В конце 2019 г. стало известно, что излишки в размере 1 трлн руб. планируется вложить большей частью в иностранные бумаги или выдать в качестве кредитов другим странам. В период с 15.01 по 06.02 Минфин планирует ежедневно закупать доллары на 21 млрд руб. На инвестиции внутри России, вероятнее всего, будет направлено не более 300 млрд руб. Предполагается, что это увеличит ВВП на 0,19 п.п. Планы по выделению из резерва денег на социальные нужды озвучены не были.
Сторонники бюджетного правила в руководстве России активно высказываются против вливания этих денег в экономику, мотивируя свою точку зрения рисками инфляции, ростом профицита ликвидности и другими причинами.
Противники указывают на негативное влияние бюджетного правила на экономику. Они считают, что инвестиции в ее развитие сегодня станут лучшей защитой в кризис, чем суммы на счетах ЦБ. Кроме того, расходование резервов, по их мнению, стало бы лучшей альтернативой повышению налоговой нагрузки населения.
Выводы
Сложно дать однозначную оценку бюджетному правилу. С одной стороны, оно тормозит развитие экономики, истощает социальную сферу. Такой подход кажется неуместным с учетом уровня жизни россиян, особенно в провинции. С другой стороны, опыт Норвегии и других нефтедобывающих стран показывает, что можно успешно развиваться, не забывая откладывать на черный день.
Высказывайте в комментариях свое отношение к бюджетному правилу. Поддерживаете ли вы саму идею искусственного ограничения расходов при наличии свободных средств?
Спасибо за толковые познавательные материалы. Ваша позиция близка идеям академика С. Глазьева. Поддерживаю.
Спасибо за разбор этого вопроса. Очень полезно