Продажа Сбербанка: в чём смысл сделки и чего ждать инвесторам
В феврале 2020 года СМИ облетела новость: Центральный банк решил продать Сбербанк правительству РФ по рыночной стоимости. Но еще больше, чем новостей, появилось слухов и толкований со стороны экспертов, финансовых блогеров и просто «диванных» конспирологов. Чтобы прояснить реальную картину, я решил написать небольшой обзор этого события и ответить на вопрос: кому и для чего нужна продажа Сбербанка?
Кому принадлежит Сбербанк
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
Подписаться11 февраля 2020 года Эльвирой Набиуллиной было заявлено о продаже доли в ЦБ Минфину. Министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что правительство выкупит её за счет средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) по рыночной цене. Завершить сделку планируется до конца года. Но, прежде чем обсуждать ее детали, выясним, кому сейчас принадлежит Сбербанк.
Центральный банк еще с 90-х годов ХХ века владеет в Сбербанке долей 50% + одна акция. 45% принадлежит юрлицам-нерезидентам – в основном, это крупные западные фонды. Российские частные инвесторы владеют всего 2.84%, институциональные инвесторы-резиденты – лишь крошечной долей чуть более двух процентов. Кстати, по закону ЦБ обязан сделать предложение миноритарным акционерам о выкупе их бумаг по рыночной стоимости на момент совершения сделки.
Цена акции будет определяться не текущими биржевыми котировками, а средневзвешенной стоимостью акций за последние 6 месяцев до даты первого платежа. На момент публикации данной статьи это составляет 238 рублей.
Сам Центральный банк решение о продаже доли в Сбербанке объясняет тем, что сейчас имеет место конфликт интересов. ЦБ, как известно, является регулятором банковской системы. Одновременно ему принадлежит крупнейший участник данной системы. То есть получается, что Центробанк надзирает в этой части рынка сам за собой. Устранение очевидного конфликта обсуждалось давно, так что здесь мотив вполне понятен.
Есть еще одна причина, хотя она и не первостепенна. У главы Сбербанка Германа Грефа давно сложились непростые отношения с Центробанком. Крупнейший банк и регулятор параллельно создавали две системы быстрых платежей. Это очень прибыльный бизнес для Сбера, в руках которого – до 90% онлайн-переводов физических лиц. Почти три года ЦБ пытался заставить Сбербанк отказаться от собственной системы и присоединиться к централизованной. Но Греф под разными предлогами оттягивал этот момент. Теперь противоречие будет снято, и Грефу, возможно, удастся отстоять свою систему переводов.
Что получают ЦБ и Минфин в результате сделки
Покупка акций Сбербанка за счёт Фонда национального благосостояния станет самой крупной тратой средств ФНБ за всю историю его существования. 2.8 трлн рублей – это треть резервов (7.841 трлн на 01.02.2020). Более того, это 6.9% ВВП, а до достижения 7% тратить ФНБ нельзя по закону. Поэтому продажа будет идти в несколько траншей, по мере превышения планки в 7% от ВВП. Это значит, что чем быстрее станет наполняться ФНБ, тем скорее Сбербанк будет выкуплен правительством.
Из 2.8 трлн в бюджет до 2023 года поступит около 1.25 трлн. Плюс дивиденды, которые также будут регулярно поступать на счета Минфина в размере 47.5% от прибыли (цель на 2020 – 50%). Это 230–250 млрд рублей ежегодно. Кстати, прибыль с 2015-го непрерывно растёт и в 2020-м, по прогнозу Германа Грефа, должна достичь 1 трлн рублей. Дивидендная доходность – 7.81% (на момент публикации), что для стабильной «голубой фишки» совсем неплохо. Но главное – это темпы роста дивидендных выплат на одну акцию:
Таким образом, Минфин получает в своё распоряжений очень прибыльный и сравнительно качественный актив. К тому же, прибыльности Сбера в обозримой перспективе ничего не угрожает, хотя бы в силу его доминирующего положения в финансовом секторе. Министр финансов Силуанов сообщил, что деньгами от продажи Сбера будут профинансированы национальные проекты.
И в этом – еще один важный мотив. Когда деньги лежат на долларовых счетах ФНБ, их нельзя тратить ни на инфраструктурные проекты, ни на любые другие текущие нужды. Формально это фонд будущих поколений, неприкосновенный запас. Теперь часть из данных денег можно направить на проекты и заодно дать заработать участвующим в них интересантам. За счёт ФНБ также нельзя «заткнуть дыру», образовавшуюся после санации обанкротившихся банков в 2016–2017 годах (Траст, Открытие, Бин Банк, Промсвязьбанк и др.). Убытки, по косвенным данным, достигают двух трлн рублей. Теперь, когда часть вырученных от продажи денег будет для этого доступна (около 700 млрд), ЦБ сможет ими закрыть хотя бы часть своих потерь.
Как продажа Сбербанка повлияет на котировки
Теперь посмотрим, как может выглядеть схема покупки. ФНБ, в котором хранятся доллары, отдает их ЦБ в обмен на рубли. Эти рубли он передает обратно Центробанку, а взамен получает акции Сбербанка. В данной цепочке рубли вращаются по кругу и не попадают на финансовый рынок. Это значит, что на инфляцию и курс рубля сделка повлиять не должна. Вообще, у инфляции, в условиях фактической стагнации экономики и падающих доходов населения, шансов «раскрутиться» немного. Кроме того, продажа Сбера не влияет:
- на профицит бюджета;
- на выполнение бюджетного правила (направление сверхдоходов от продажи нефти в ФНБ);
- на бизнес самого Сбербанка и его прибыльность.
Одним словом, в российской макроэкономике ничего существенно не изменится. По сути, продажа Сбербанка не будет иметь ощутимых финансовых и экономических последствий. Тогда возникает вопрос: может быть, эта сделка является, выражаясь языком юристов, притворной? Не разворачивается ли на наших глазах фиктивная операция, единственный смысл которой – перекладывание денег из одного государственного кармана в другой?
Неудивительно, что сделкой уже заинтересовались в Счетной палате. Там просят пояснить экономическую природу этой операции. Вопрос одного из аудиторов звучал так: почему бы просто не передать его Минфину бесплатно? Правда, спустя всего сутки председатель Палаты Кудрин заявил, что «сделка разумна».
Насчёт отсутствия экономического содержания – это действительно не совсем так. Перечислим еще раз основные мотивы продажи Сбербанка:
- Устранение конфликта интересов, когда регулятор является собственником поднадзорного банка;
- Высвобождение свободных средств для покрытия убытков ЦБ, образовавшихся в результате санации проблемных банков;
- Снятия моратория на расходование средств ФНБ на цели национальных проектов.
Что касается возможного влияния на прибыль частного инвестора–акционера Сбербанка, то оно, по моим ожиданиям, будет минимальным. Не должны пострадать и те, чьи акции будут выкуплены: это планируется делать на основании рыночных котировок.
Делитесь в комментариях своими версиями прогнозами. Если вы держите акции Сбера в портфеле, как относитесь к планам обратного выкупа у миноритарных акционеров?
Всем профита!
Прикольно... Почти половиной владеют иносранцы... ну понятно, что это конторы созданные НАШИМИ «гражданами», но все-таки