Что такое наследственные трасты и есть ли они в России
С 1 сентября 2018 года вступил в силу новый закон № 259-ФЗ и соответствующие поправки в Гражданский кодекс. Теперь в России можно создавать наследственные фонды. По замыслу, они призваны сохранять и приумножать имущество для будущих поколений. В СМИ появились комментарии, что этот институт будет аналогом западных трастов. Так ли это на самом деле – давайте разберемся.
Что такое трасты и как они появились
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяТраст – это соглашение, по которому передаются в управление денежные и неденежные активы, в том числе инвестиции. Управляющий берет на себя обязательство сохранить активы от раздела и приумножить. Бенефициаром получаемой от этого выгоды становится лицо или организация, на которых указал учредитель до своей смерти. Бенефициаром наследования не может быть коммерческая компания. Траст действует на основании устава, законодательства о трастах и договора. Наследники не обретают доли в имуществе и доступа к распоряжению активами, но получают проценты, дивиденды, гранты и права на статус конечного бенефициара. Например, можно получать доход от предприятия, но реализовать его акции нельзя.
Трасты интересны прежде всего людям, которые хотят безопасно передать наследникам свой бизнес, инвестиции и денежные накопления. Главное условие – актив должен остаться единым целым и продолжить генерацию прибыли. Необязательно целью является вручить наследие своим родственникам. Часто мотив противоположный: избежать такой передачи. Есть даже форма «слепого» траста, когда члены семьи не в курсе, кому достается доля.
Самые крупные трастовые фонды создаются в целях благотворительности в пользу университета, больницы, родного города или даже всего человечества. Наиболее известные примеры – фонды Билла Гейтса и Генри Форда. К числу филантропов присоединился и отошедший от дел создатель Alibaba Group Джек Ма. Но классическим образцом стал Нобелевский фонд, в который Альфред Нобель в 1900 году перевел почти 95% своего состояния. Организация управляется независимой компанией, а выгодоприобретатели – лауреаты одноименной премии – получают лишь проценты от инвестиций. На сегодня это свыше $1.1 млн на каждого победителя голосования.
Наиболее успешно трастовые фонды действуют в странах с англосаксонским правом, а также в построенных на нем офшорных юрисдикциях. Трасты появились в Англии еще в XI веке. Толчком к их созданию стали Крестовые походы, когда рыцари, отправляясь на войну, передавали свои замки и поместья в управление доверенным лицам. Отсюда и название – Trust (доверять). Использовались такие фонды и как способ ухода от феодального налога на наследство. Сегодня наибольшее распространение они получили в США и Великобритании, где часто называются Child Trust Funds, то есть, трастовые фонды для детей.
Зачем нужны трасты, если существует завещание
Почему бы просто не прописать все в обычном завещании? Посмотрим, в чем разница.
- Трастовые соглашения позволяют предотвратить «растаскивание» бизнеса. Имущество такого фонда нельзя просто продать, можно только получать прибыль. Если передается недвижимость, наследники могут ею пользоваться, но не имеют права продавать.
- Наследование капитала в трасте можно сделать анонимным. Обычное завещание – публичная процедура, в рамках которой третьи лица (например, внебрачные дети) могут предъявлять права на долю в наследстве.
- Возможность продолжить благотворительную деятельность от своего имени после смерти;
- Можно отстранить от распоряжения имуществом близких родственников.
Посмотрим на примере. Наследодатель не надеется на то, что его нерадивые дети сумеют продолжить дело. Например, грамотно распорядиться инвестициями. Поэтому он не хочет передавать по наследству сам актив. Выходом может стать схема, по которой преемники будут получать процентный доход, но не управлять портфелем. В случае же с завещанием родственники, не умеющие или не желающие заниматься активом, через 6 месяцев вступят в права и смогут разделить его между собой.
Есть и обратная ситуация. Когда наследуется бизнес, наследники также могут вступить в права только спустя полгода после смерти собственника. За это время партнеры или рейдеры «дербанят» бизнес так, что от него уже ничего не остается. Переведя активы в управление трасту, собственник усложняет доступ к имуществу для третьих лиц. Важно, что в этом случае бизнес поступает в управление профессионалам сразу.
Итак, основные цели трастов:- Защита активов от раздела наследниками и посягательств посторонних лиц;
- Оптимизация налогов;
- Создание альтернативы завещанию, часто влекущему за собой судебные споры.
Чем трасты отличаются от наследственных фондов
Наследственный фонд и траст имеют различия. Траст – это письменное соглашение об управлении активами. У него есть следующие признаки:
- Договор может быть конфиденциальным и не разглашаться.
- Трасты создаются в двух вариантах: прижизненные и посмертные. Первый формат более популярен, поскольку есть возможность накапливать активы постепенно.
- Управляющий не обладает правами собственности на имущество.
- Траст не платит налогов и сборов, так как не является юридическим лицом.
- Защищен от требований кредиторов.
- Может быть ликвидирован по желанию наследников.
Наследственный фонд – отдельное юридическое лицо, ведущее управление от своего имени, но на основании завещания наследодателя.
- Имущество передается в собственность фонда, то есть, организация владеет статусом наследника.
- Устав подлежит государственной регистрации, за это уплачивается пошлина.
- Во многих странах уплачивается налог на капитал.
- Сдается бухгалтерская отчетность.
- Наследственные фонды регистрируются только посмертно.
- Фонд, как и траст, не отвечает по долгам выгодоприобретателей, но у него нет защиты от требований кредиторов к долгам наследодателя.
Отличия российского наследственного фонда от западных трастов
На Западе давно сформирован большой и конкурентный рынок трастовых услуг. Есть возможность выбора из сотен УК, банков и ассоциаций управляющих. В России пока непонятно, кто станет распоряжаться наследственными фондами, какие требования будут предъявляться к участникам рынка.
Вопросов, на которые пока нет ответов, много. К примеру, в законе «О рынке ценных бумаг» наследственные фонды не прописаны как квалифицированные инвесторы. Это значит, что такие набирающие популярность инструменты, как иностранные акции, не могут входить в имущество российского фонда. Правда, есть возможность передать активы с целью их последующей продажи и формирования портфеля различных, в том числе иностранных, ценных бумаг под управлением УК со статусом квалифицированного инвестора.
Законом 259-ФЗ о фондах предусмотрено, что собственность переходит в управление фонда, а доходы от управления активами передаются лицам, указанным в завещании. Устав фонда и условия управления, прописанные в соответствии с волей покойного, нельзя изменить. Однако могут быть исключения, когда выгодоприобретателю предъявляется претензия как к «недостойному наследнику», то есть он не в состоянии эффективно распоряжаться имуществом. Этот вопрос может быть инициирован в суде, что потенциально способно «утопить» бизнес в судебных разбирательствах. Непонятно, что делать с долей супруги покойного, если у семьи есть общее имущество. В отличие от траста, российский фонд может быть только персональным, но не семейным.
Фонд указывается наследником наряду с остальными лицами, прописанными в завещании. По мысли депутатов, принимавших закон, такая мера поможет защитить права несовершеннолетних наследников. Это – большое препятствие для нормальной деятельности. Многие сталкивались с подобным, когда пытались оформить сделку с недвижимостью и получить согласие органов опеки.
В иностранном трасте нельзя обратить взыскание на имущество, если учредитель оставил после себя долги. По российскому закону фонд отвечает по всем обязательствам перед кредиторами. То есть, наследуемые активы могут быть перераспределены после смерти завещателя, независимо от его воли. Обиженные родственники и кредиторы имеют возможность оспорить в судах права фонда. Это обесценивает саму идею трастового фонда.
Зарубежные наследственные трасты освобождены от налогов. Отечественный фонд, по сути, – тот же НКО (некоммерческая организация), у которой есть право заниматься предпринимательской деятельностью. А некоммерческие организации в России платят налоги на имущество и на прибыль. Объем бухгалтерской отчетности, сдаваемой российскими НКО в госорганы, зашкаливает, он порой даже больше аналогичной документации коммерческих компаний. Вряд ли это мотивирует учреждать наследственные фонды.
Количество состоятельных людей в России невелико. Значит, круг заинтересованных лиц узок, и популярность наследственным фондам в ближайшие годы не грозит. Спрос на наследственные инструменты в России есть, но, за неимением адекватных аналогов на родине, многие бизнесмены уже давно пользуются услугами управляющих в зарубежных трастах. Наиболее востребованы у богатых россиян швейцарские управляющие. Те, кто действительно опасается раздела или отъема имущества, уже вывели основные активы в офшоры или оформили на подставных лиц. Большинство крупных собственников не доверяют российским юридическим институтам.
Нужен ли частному инвестору наследственный фонд
Основным мотивом принятия закона стало желание не позаимствовать лучшие зарубежные практики, а дать возможность влиятельным бизнесменам уйти из-под действия санкций. Тем более что последние геополитические события вынуждают многих выходить из зарубежных юрисдикций. Западные банки стали чаще проверять происхождение денег россиян, а процесс открытия счета существенно усложнился. Поэтому российские фонды будут использоваться теми, кому сложно подтвердить на Западе источники своих капиталов.
В случае с рядовым частным инвестором целесообразность учреждения наследственного фонда в существующем виде пока сомнительна. Например, содержание полноценного зарубежного траста с премиальным обслуживанием – процесс недешевый. Обычно он обходится учредителю от 20 до 100 тыс. долларов ежегодно. Поэтому рентабельно создавать подобный фонд при капитале от $15 млн и выше. Российские фонды, очевидно, не потребуют таких вложений. Но и возможности у них сопоставимо меньше, чем у траста в странах с развитой финансовой системой. Если ваши активы – это жилье, машина и портфель ценных бумаг объемом до $1 млн, учреждение фонда, скорее всего, не окупится. Тем более что российские трасты (как их иногда называют в прессе) на самом деле таковыми не являются. Помимо общих недостатков наследственного фонда, есть еще масса подводных камней, свойственных российской правовой системе. Поэтому юрист организации должен иметь очень высокую квалификацию, и его содержание обойдется дорого. Вряд ли в России найдется много желающих воспользоваться возможностью зарегистрировать фонд.
Несмотря на все недостатки, создание в России наследственных фондов – первый шаг к цивилизованному порядку наследования капитала. Рано или поздно у нас появятся полноценные трасты, и не только для обладателей больших состояний. Тогда бизнесменам и инвесторам придется реже обращаться в зарубежные юрисдикции. Пока главный плюс закона я вижу в том, что документооборот наследственных дел упорядочивается и переводится в электронный формат. Это уменьшит риск мошенничества с завещаниями, семейных ссор с передела имущества.
Какое ваше мнение относительно наследования капитала в России? Задумывались ли вы сами о будущем своих инвестиций, в разрезе наследственного права? Пишите об этом в комментариях к статье.
Всем профита!