Как использовать рентабельность активов ROA при выборе акций

Рентабельность активов ROA: о чём она говорит инвестору

Рентабельность активов ROA

Рентабельность активов ROA – это один из мультипликаторов, используемых в фундаментальном анализе. Он предоставляет возможность оценить, приемлемы ли темпы, с которыми компания генерирует прибыль. Давайте выясним, как рассчитывается этот индикатор и как его нужно применять при выборе эмитента.

Что такое ROA

курс ленивого инвестора

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.

Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.

Подписаться

ROA – это аббревиатура от английского термина Return on Assets, которую можно перевести как «возврат на активы». В России её часто называют нормой прибыли, т. к. она показывает, какой доход приходится на единицу стоимости имеющихся мощностей. Это мультипликатор служит отражением того, насколько эффективно компания использует свои ресурсы. С его помощью можно сделать вывод о том, оптимальны ли бизнес-процессы выбранного эмитента.

Под активами понимается вся совокупность денежных средств и имущества, в т. ч. и такие нематериальные понятия, как авторские права, патенты и т. д. Сюда включаются и те ресурсы, которые были приобретены в долг.

Долгосрочному инвестору следует в первую очередь обращать внимание на динамику ROA, а не на его величину в отдельно взятый год. Если он снижается несколько лет подряд, это негативный сигнал. Этот коэффициент показывает, какая часть вложенных в активы средств возвращается в виде прибыли. Он поможет сделать вывод о том, насколько результативна стратегия обновления основных средств и прочие ключевые решения топ-менеджмента.

Не следует путать ROA с ROE – мультипликатором, показывающим отношение прибыли к собственному капиталу. Разница между ними – это долги компании. ROE не учитывает долговую нагрузку. ROA же демонстрирует среднюю доходность на любой вложенный рубль – неважно, собственный или заемный. Чем выше закредитованность эмитента, тем сильнее разница между этими коэффициентами.

Именно из-за того, что ROA отражает и кредитные средства, инвесторы считают его менее информативным. Его используют реже, чем ROE. По моему мнению, такой подход не самый лучший: чем больше у эмитента долгов, тем выше рентабельность собственного капитала. Поэтому я думаю, что нужно всегда сравнивать эти два показателя.

Нет универсальной величины ROA, которая считалась бы оптимальной. Она будет сильно отличаться в зависимости от отрасли. Чем выше капиталоемкость производства, тем ниже этот мультипликатор. Поэтому некорректно использовать коэффициент рентабельности активов для сравнения эмитентов из разных секторов экономики. Ниже приведены цифры для двух компаний разных сфер деятельности. В выделенных столбцах указаны средние значения коэффициентов рентабельности по отраслям:

Коэффициент рентабельности активов Яндекс и НЛМК

Эмитент имеет возможность улучшить свой ROA. Это делается за счет «управления знаменателем». Так называется ситуация, когда создаются новые юридические лица, и компания продает им свои активы. Такой шаг — один из способов оптимизации, его нельзя считать мошенничеством.

Выбирая компанию по ROA, нужно помнить и о том, что этот мультипликатор может расти и за счет отказа от CAPEX. Если эмитент не обновляет свои основные средства, его активы не растут или дешевеют за счет амортизации. Это дает «красивые» цифры, но лишает перспектив на будущее. Так что норму прибыли нужно анализировать только в комплексе с другими коэффициентами. Ее нельзя считать самодостаточным индикатором.

Как узнать ROA

Для расчета ROA используется формула, которая имеет следующий вид:

Формула ROA

Если расчет производится за квартал или любой другой отрезок времени, то в числитель вводится корректирующий коэффициент равный 365/n, где n – количество дней, за которые была получена учтенная прибыль.

Эти показатели берутся из отчета о финансовых результатах компании. Например, если чистая прибыль за год составила 2 млн руб., а стоимость активов – 10 млн руб., то ROA компании будет равен 20%. Если конкурент получил прибыль 3 млн руб. при активах в 30 млн руб., его ROA – 10%. Следовательно, он менее предпочтителен для инвестиций при прочих близких показателях.

Если вы хотите сэкономить время на изучении отчетов эмитентов, можете воспользоваться сведениями, размещенными на различных информационных сервисах. Для примера ниже приведены данные о компании «Татнефть» с сайта ru.investing.com.

Данные о ROA компании “Татнефть” с сайта ru.investing.com

Главное преимущество этого ресурса в том, что во втором столбце демонстрируется среднее значение мультипликатора по отрасли. Оно может служить ориентиром во время принятия инвестиционных решений.

Если вы хотите узнать цифры за несколько лет, можете воспользоваться сервисом smart-lab.ru. В разделе «фундаментальный анализ акций» аккумулируются ключевые данные, в том числе чистая прибыль и стоимость активов за последние пять лет. ROA и ROE подсчитаны только за 2019 г. Ориентиры в виде средних значений по отрасли не приводятся.

Существует и вторая формула для расчета ROA:

Формула ROA 2

Она используется для оценки вклада продаж в величину полученной прибыли.

Плюсы и минусы ROA

Каждый из мультипликаторов имеет свои преимущества и недостатки. Среди достоинств этого индикатора – возможность использовать его для оценки эффективности работы руководства компании. Кроме того, ROA:

  • отражает конкурентоспособность эмитента;
  • наглядно демонстрирует существующие у фирмы проблемы с эффективностью, даже на фоне высоких прибылей (только по сравнению с конкурентами);
  • показывает целесообразность привлечения займов (если текущая норма прибыли ниже ставки, по которой происходит кредитование, это говорит о том, что существует риск потери платежеспособности).

К минусам ROA можно отнести:

  1. Невозможность сделать прогноз доходности на долгий горизонт инвестирования. Если эмитент примет решение о масштабной модернизации производственных мощностей, это может снизить норму прибыли.
  2. Несоответствие временных интервалов. Находящиеся в знаменателе активы накапливаются в течение многих лет. Расчет же ведется для прибыли за год.
  3. Коэффициент сильно зависит от правил бухгалтерской отчетности. Разные стандарты могут применяться даже в рамках одной отрасли. И прибыль, и стоимость активов можно подсчитать несколькими способами, так что ROA не является точной величиной.

Это еще раз напоминает о том, что ROA – относительный показатель. Важно не его абсолютное значение, а динамика. Кроме того, он не может быть несамостоятельным мультипликатором, анализируемым в отрыве от других.

Итоги

ROA – важный показатель, который не стоит игнорировать при фундаментальном анализе эмитента. Но его высокое значение не является гарантией большой доходности инвестиций. Оно может быть вызвано и негативными факторами, например, экономией на модернизации производственных мощностей. Поэтому данный мультипликатор можно использовать только в комплексе. Совместно с ним нужно обязательно учитывать и такие индикаторы, как ROE, ROS и ROIC. Все эти показатели должны стабильно увеличиваться с годами и быть выше средних по отрасли.

Расскажите в комментариях, обращаете ли вы внимание на ROA при выборе компании для инвестиций.

Всем профита!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
10.08.2020
Рекомендую прочитать отчеты по моим инвестициям
Самые ленивые инвестиции
65 0
Восстановительный 2023 год
283 4
Отскок в неопределенности
601 5
Итоги моих инвестиций в 2021 году
1902 3
Нулевая температура в декабре
1831 2

Комментарии и отзывы читателей

Нет ответов пока

Добавить комментарий

Если вы оставляете комментарий на ленивом блоге впервые, прочтите правила комментирования.

  • Ленивые инвестиции

    Купить акции
  • Нажми и Подпишись

  •