Анализ акций с использованием Net Profit Margin
Выбрать компанию в портфель только на основании абсолютных показателей, таких как выручка или чистая прибыль, довольно сложно. Они не отражают структуру бизнеса и его затраты. Поэтому для сравнения эмитентов часто используют мультипликаторы, которые учитывают все расходные статьи. Один из них – маржа прибыли (Net Profit Margin).
Что такое маржа прибыли
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяМаржа – это разница между ценой товара и его себестоимостью. Это абсолютный показатель, обычно выражаемый в денежных единицах. При оценке эффективности бизнеса используются три мультипликатора, исчисляемые в процентах:
- Net Profit Margin – маржа чистой прибыли. Она отражает отношение чистой прибыли к суммарной выручке компании.
- Gross Profit Margin – валовая маржа. Рассчитывается для валовой прибыли (разница между суммарным доходом компании и себестоимостью ее продукции).
- Рентабельность EBITDA. Определяется, как отношение EBITDA к выручке.
Пример представления информации на сайте smart-lab.ru – ниже. Здесь мультипликатор Net Profit Margin публикуется под названием «Чистая рентабельность»:
Главное преимущество Net Profit Margin перед Gross Profit Margin в том, что этот мультипликатор позволяет учесть все затраты компании, а не только те ресурсы, которые идут непосредственно на производство. Показатель позволяет учесть расходы на покрытие долгов и другие платежи, которые бизнес не сможет резко уменьшить, особенно в кризисные периоды.
Маржинальность бизнеса хорошо показывает его устойчивость. Чем выше этот показатель, тем меньше вероятность того, что компания обанкротится из-за снижения цен на ее продукцию, падения покупательского спроса или роста производственных расходов. При прочих равных, бизнес с хорошим запасом маржи предпочтительнее для долгосрочных инвестиций. На него будут меньше влиять негативные внешние факторы.
По динамике маржи чистой прибыли оценивают также эффективность управления. В идеальном случае этот показатель должен стабильно расти как за счет увеличения выручки, так и благодаря оптимизации затрат.Как узнать Net Profit Margin компании
Вычислить Net Profit Margin можно буквально за минуту. Она рассчитывается по формуле, приведенной ниже:
Здесь всего две переменные. Значения чистой прибыли и выручки встречаются в финансовом отчете эмитента или на сайтах для инвесторов. На подобных ресурсах можно увидеть и уже рассчитанное значение. Аналогичным образом считаются и валовая маржа, и рентабельность EBITDA. Единственное различие между формулами – числитель.
Мультипликатор выражается в процентах и показывает, какую долю от выручки составляет чистая прибыль компании. Благодаря тому, что это относительный коэффициент, можно сравнивать бизнесы с разным объемом продаж. Например, по этому индикатору компания, которая имеет чистую прибыль 100 тыс. руб. и выручку 1 млн руб. будет предпочтительнее бизнеса с показателями 1,5 млн руб. и 20 млн руб. соответственно. Назвать первую компанию более эффективной, глядя только на чистую прибыль, было бы неправильно.
Если вы считаете мультипликатор самостоятельно, убедитесь, что числитель и знаменатель у вас имеют одну и ту же размерность, например, млн или млрд руб.
Плюсы и минусы мультипликатора Net Profit Margin
У сравнения эмитентов по марже прибыли есть несколько преимуществ:
- Простота расчета коэффициента. Даже если вы хотите проанализировать компанию, для которой онлайн-сервисы не публикуют этот показатель, то легко вычислите его самостоятельно.
- Поскольку из данного мультипликатора исключены все затраты, с его помощью можно получить точное представление об эффективности эмитента.
- Через этот показатель легко сравнивать бизнес разного калибра, разного уровня закредитованности и т. д. Абсолютная величина чистой прибыли не позволит учесть масштабы производства, расходы на обслуживание долгов и другие важные показатели.
Но, как и любой мультипликатор, Net Profit Margin имеет недостатки, из-за которых не может считаться универсальным и должен применяться только в сочетании с другими коэффициентами. Минусы:
- Для расчета используется чистая прибыль компании, а этим показателем несложно манипулировать бухгалтерскими методами.
- Нет общепризнанного правила, какое значение считать нормальным или хорошим, а какое – неприемлемым.
Второй недостаток Net Profit Margin делает этот мультипликатор пригодным для сравнения эмитентов только в рамках одной отрасли. Кроме того, нужно учитывать, в какой фазе развития находится бизнес. Если компания начала вкладывать большие суммы в новые инвестпроекты, увеличила CAPEX, то ее чистая прибыль и маржа станут ниже при сохранении тех же объемов выручки.
Также увеличение Net Profit Margin не всегда служит признаком повышения эффективности бизнеса. Например, в случае нефтедобытчиков или металлургов оно может произойти за счет роста цен на мировых рынках и носить временный характер. Поэтому использовать этот мультипликатор следует в совокупности с другими.
Выводы
Маржа прибыли – важный показатель устойчивости бизнеса. Но если вы видите, что у одного эмитента он выше, чем у другого, это не говорит о тотальном превосходстве одной компании над другой, даже если они принадлежат к одной отрасли. Кроме того, если чистая прибыль и маржа компании ниже, чем у конкурента из-за того, что она активно сокращает долговую нагрузку или модернизирует производство, это скорее положительный момент для долгосрочного инвестора.
Расскажите в комментариях, на какие показатели рентабельности бизнеса вы обращаете внимание при выборе акций.
Всем профита!