Как сделать чарджбэк, если брокер вас обманул
Статья от подписчика
Одной из брокерских компаний, обвиняемых трейдерами в мошенничестве, стала FTO Capital, особенно после того, как перестала официально существовать, передав свои права UrFinancials.
Любопытно, что подавляющее большинство пострадавших абсолютно уверено в том, что получить назад слитые деньги нельзя, как в случае после развода ниже:
Такой бизнес ведь строится на доверии, а когда оно обмануто, то пострадавшему помочь не получится, никакой суд доводов не примет. Клиент, потерявший сумму 8000 долларов, начинал свою деятельность вполне успешно, пока с его счета не стали пропадать средства из-за «неудачных торговых сделок». Менеджер объяснил: мол, ситуация поправима, дайте денег еще – все вернем и еще заработаем:
Но и тут ничего не получилось, и далее в ход пошли уже средства с кредитной карты, которую клиенту открыли без его согласия и списали сумму:
Многие бы опустили руки. Тем более что FTO сменила название на UrFinancials и благополучно работает далее, рассылая, к тому же, клиентам письма с просьбой отменить возвратный платеж. Однако особо удачливые трейдеры ссылаются на случаи успешного возврата денег, когда удавалось запустить процедуру чарджбэка.
В чем суть процедуры
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяСпецифика деятельности платежных систем в том, что приходится предусматривать вероятность опротестования транзакций и проведения возвратных платежей. Есть руководства, в которых каждому эпизоду предписывается определенный код, на который нужно ссылаться, опротестовывая платеж. В общем виде случаи, когда можно воспользоваться процедурой, сводятся к таким вариантам:
- товар/услугу оплатили, но продавец не предоставил их и не торопится с возвратом полученных денег;
- имеется существенное различие в свойствах приобретенного товара/услуги с теми, которые заявлялись;
- получатель платежа прекратил деятельность/исчез, и непонятно, каким образом можно предъявить ему претензии;
- со счета была списана сумма выше оговоренной или списание проведено несколько раз вместо одного;
- действия с кредитной картой проводились помимо воли ее владельца, возможно, с мошенническими намерениями.
Если собственник банковской кредитной карты правильно подберет соответствующий код и предоставит эмитенту (банку), выпустившему ее, весомые основания, то транзакцию можно опротестовать. Проведение возвратного платежа позволит пострадавшему трейдеру вернуть денежки, удерживаемые брокерской компанией вроде FTO Capital и ей подобными. Такие гиганты среди платежных систем, как Visa и MasterCard со сравнительно недавнего времени приняли решение распространить процедуру чарджбэка и на инвестиционную деятельность. В распоряжение трейдеров поступило мощное средство защиты от недобросовестных брокеров.
Кто участвует в процедуре
В нашем случае для чарджбека нужны:
- трейдер, которому не удается вывести средства;
- брокерская компания FTO Capital, выступающая в качестве продавца, не выполняющего обязательств;
- банк-эмитент, кредитной картой которого пользовался пострадавший трейдер;
- банк-эквайер, проводивший транзакцию, обслуживая FTO Capital;
- арбитраж, созданный платежной системой, как последняя инстанция, в которую обращаются эмитент и эквайер, не придя к согласию между собой.
Международные платежные системы Visa и MasterCard по-разному описывают процедуру опротестования транзакции, что для владельца кредитной карты не имеет никакого значения. Что для него действительно важно:
- правильно указать предусматриваемый для данного случая платежной системой код;
- обратиться к процедуре чарджбэка только после того, как не удалось путем переговоров добиться возврата средств;
- предоставить в распоряжение банка-эмитента неоспоримые основания опротестовать транзакцию;
- не забыть, что транзакцию позволяется оспорить не позднее 540 дней после ее проведения.
По сути, и трейдер, и, тем более, брокерская компания в процедуре опротестования транзакции участвовать не будут. Ведь она протекает в рамках бизнес-процессов, в которые вовлечены только банки – эмитент и эквайер. Очень часто это один и тот же банк. В ситуации, когда банк и выпустил кредитную карту для трейдера, и провел транзакцию, действовать он вынужден против своих же интересов. Однако придется, так как к этому обязывает само участие в платежной системе.
Как запускается процедура
Платежные системы не принимают к рассмотрению запросы опротестовать транзакцию, пока не использованы все возможности договориться с контрагентом. Действительно, если требовать возврата денег начнут по каждому поводу, то платежным системам проще будет прекратить работу. Что требуется от пострадавшего в результате мошеннических действий FTO Capital трейдера, так это представить банку-эмитенту основания, достаточные, чтобы платеж был оспорен. Что принимается в качестве неоспоримых доводов:
- аудио (видео) записи переговоров с сотрудниками брокерской компании;
- указания на конкретные пункты пользовательского соглашения/правил работы, установленных брокером, которые были нарушены;
- к этим указаниям прилагаются файлы с соответствующими текстами и ссылки, по которым документы можно найти на сайте дилингового центра;
- скриншоты.
Получив от владельца кредитной карты подтверждения спорности транзакции, эмитент направляет электронный запрос эквайеру. Последний может потребовать объяснения от своего клиента, брокерской компании. Или обойтись без этого, приняв решение:
- провести возвратный платеж;
- уведомить эмитента, что приведенные им основания опротестовать транзакцию не представляются неоспоримыми.
Арбитраж платежной системы подключается к процедуре только в том случае, если эмитент и эквайер не пришли к соглашению. Принятое им решение становится окончательным. С момента инициирования процедуры чарджбэка банком-эмитентом трейдер оказывается отстраненным от непосредственного участия в процессе возврата средств. Сложности могут возникнуть накануне, если:
- руководство эмитента негласно препятствует вовлечению банка в процедуру чарджбэка;
- банковские клерки недостаточно компетентны или нерадивы;
- произошел технический сбой.
Опыт общения с FTO Capital уже должен был научить трейдеров, что все происходящие переговоры нужно фиксировать (подойдут скрины, аудиозаписи и пр.). Нежелание банка защитить интересы владельца кредитной карты решается путем подачи иска в суд. Права потребителей нормы законодательства защищают надежно.
Всем профита!