Инвестируем в марки по аналогии с фондовым рынком
Мы уже поднимали тему инвестирования в коллекции монет. Последнее время не менее привлекательным активом для инвесторов становятся почтовые марки. Для России профессиональное инвестирование в этот актив пока ещё экзотика, хотя на Западе оно существует давно и показывает хорошую доходность. Я разобрался, как инвестируют в марки профессионалы и расскажу об этом в этой статье.
Инвестор и коллекционер: предмет один, подходы разные
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
ПодписатьсяВ интернете немало статей на тему инвестирования в коллекционные предметы, в частности, марки. К сожалению, большинство авторов делают одну и ту же ошибку: они рассуждают с позиции коллекционеров. Но если коллекционирование предполагает строгую систематизацию, а цена и возможность будущей продажи отходят на второй план, то инвестирование в первую очередь учитывает именно эти моменты. Для коллекционера-филателиста важно собрать, например, погодовку определённой страны, полные серии по теме или все разновидности штемпелей или надпечаток, использовавшиеся с данным выпуском.
Механизм ценообразования в филателии сложен и объяснить его только тиражом выпуска и количеством сохранившихся экземпляров невозможно. В большинстве случаев лишь 1-2 марки из серии могут представлять денежную ценность, остальные даже спустя много десятилетий уходят буквально за копейки.
Конкретный коллекционер порой готов сильно переплатить за недостающий экземпляр, но цена марки, указанная в авторитетных каталогах, например, amosadvantage.com/scottonline, ближе к биржевой, т.е. учитывает общие спрос и предложение на основных аукционах. И, конечно, как в любом биржевом товаре, здесь есть свои спекулятивные позиции.
В мире насчитывается приблизительно 50-60 миллионов активных филателистов, участвующих в аукционах и вполне платёжеспособных. В основном – люди старшего поколения, ближе к 60 годам. Ещё недавно абсолютное большинство из них проживали в США, Германии и Британии. Но последние лет 10 эта идиллия была нарушена китайским филателистическим бумом. Приблизительно в одно время с первыми признаками перегрева китайского фондового рынка, активные игроки нашли другое занятие – они создали ажиотаж вокруг почтовых марок.
Каждый третий филателист в мире – житель Китая. Коллекционирование и спекуляции на почтовых марках стали чем-то вроде национального спорта. Проводятся биржевые торги, а владельцы филателистических магазинов отслеживают «котировки» марок на своих терминалах. Предмет основного интереса – марки Китая, особенно выпуски до Мао Цзе Дуна, который объявил коллекционирование буржуазным пороком. Правительство КНР приветствует увлечение марками, т.к. это способствует изучению истории.
Постепенно к китайскому филателистическому рынку стали приглядываться зарубежные инвесторы, что отразилось в создании специальных «китайских» портфелей, продвигаемых коллекционными домами. Самый крупный и известный в мире коллекционный дом, Stanley Gibbons (stanleygibbons.com), находится в Лондоне. Ежегодно он публикует несколько индексов, составленных на основе цен наиболее рейтинговых коллекционных предметов (марки, монеты, книги, антиквариат).
Индекс China 200 состоит из 200 самых популярных китайских марок. По темпам роста он лидирует среди «коллекционных» индексов, оставляя далеко позади золото и фондовые рынки. Доходность 600% за 12 лет – сильный аргумент в пользу инвестирования в китайские марки.
Рациональный подход к инвестированию
Если рассматривать марки строго с точки зрения инвестирования, подход должен отличаться от собирания коллекции. Прежде всего, нужно сосредоточиться на материале, который ликвиден и устойчиво растёт в цене, причём этот рост прогнозируем и на будущее. Критериями могут выступать как специализированные каталоги, так и консультации экспертов. Учитывая, что больше всего состоятельных коллекционеров в Китае, США, Британии и Германии, на марки этих стран следует обращать основное внимание. Марки СССР и России занимают более узкую нишу и спрос на них предсказать труднее.
Такие факторы, как сохранность марки и наличие почтового штампа (гашение), для инвестора не столь важны, как для коллекционера. Во-первых, старинные марки не всегда реально найти в хорошем состоянии, а во-вторых, гашёный экземпляр может быть дороже, чем чистый. Важно другое: приобретая сегодня марку по конкретной цене, знать почти наверняка, что в будущем вы сможете продать её дороже. Посещение клубов, где собираются филателисты, и приобретение на свой страх и риск популярного здесь и сейчас материала – авантюра и бесполезная трата времени. Клубы возникают и исчезают, мода меняется, экономические кризисы бьют по карману не только малообеспеченных.
Вот примерный алгоритм профессионального инвестирования в марки:
- подобрать контрагента – надёжный коллекционный дом с безупречной репутацией;
- ознакомиться с его условиями (входной порог для инвестирования, гарантии и обязательства по отношению к клиенту);
- изучить имеющиеся предложения;
- получить исчерпывающие консультации эксперта о текущих трендах;
- составить оптимальный инвестиционный портфель, сбалансированный по доходности, риску и цене;
- оформить сделку;
- организовать надлежащее хранение приобретённого материала (это может быть, например, ячейка в специальном хранилище).
Stanley Gibbons предлагает инвесторам на выбор ряд портфелей. Индивидуальные портфели стартуют с 10000 английских фунтов (около 700 000 рублей), типовые – с 25000. Инвестор получает консультацию эксперта, подбирает с его помощью портфель из почтовых марок, отвечающий определённым инвестиционным критериям, после чего оформляет сделку. В стоимость портфеля входит также опция бесплатного хранения марок. Инвестор имеет право в любой момент реализовать их и получить прибыль, расширить портфель, оставить его без изменений на любой срок.
Доходность портфеля прогнозируется на основе предшествующего периода. В целом она линейна, но по отдельным составляющим может сильно отличаться. В таком случае портфельный менеджер может рекомендовать изменить состав портфеля для оптимизации его доходности. К услугам инвестора имеется аукцион Stanley Gibbons, но менеджеры готовы оказать посреднические услуги при реализации портфеля или его составляющих иным способом. Здесь лучшие в мире эксперты, но и цены доступны далеко не всем. Для инвесторов, не располагающих такими суммами, есть варианты проще, но они также весьма надёжны.
Ещё один известный коллекционный дом, Mystic Stamp Company, находится в США, Камден, шт. Нью-Йорк. Предмет его интересов – прежде всего американские марки, причём не только редкие. Здесь также есть возможность ознакомиться с текущими трендами и при помощи консультантов подобрать стартовый портфель. Со временем здесь же его можно и реализовать. Условия сотрудничества предельно гибкие, они подойдут начинающему инвестору. Если же ваша задача оценить и продать старую «пионерскую» коллекцию, можно попытаться сделать это в Mystic Stamp.
Вполне возможно, что некоторые экземпляры их заинтересуют. Для начала нужно заполнить анкету: mysticstamp.com/Selling-Stamps/Tell-Us-About-Your-Stamps. После этого с вами свяжется представитель компании. При покупке могут возникать технические проблемы как с оплатой, так и доставкой марок в Россию. Но, во-первых, некоторые компании (как, например, Stanley Gibbons) имеют в России своих представителей, а во-вторых, при инвестировании, в отличие от коллекционирования, важно не доставить, а сохранить в надёжном месте. У инвестора на руках будут все необходимые документы, и этого достаточно.
Таким образом, современное инвестирование в коллекции вовсе не требует физического владения ими. Прослеживается аналогия с обезличенным металлическим счётом. Не требуется также изучать специальную литературу, участвовать в аукционах и посещать клубные мероприятия. По объективным причинам в России нет аналогов западных коллекционных домов. Нет и цивилизованного бизнеса, основанного на коллекционировании. Поэтому для инвестирования в почтовые марки остаётся сотрудничество с западными компаниями, находящимися под защитой государства, дорожащими своим именем и клиентурой.
Возможно, среди читателей есть коллекционеры почтовых марок, буду признателен, если поделитесь опытом в комментариях.
Всем профита!